В СМИ все чаще можно встретить апокалиптические прогнозы независимых экспертов, согласно которым в недалеком будущем государственные бюджеты могут стать ярко выраженными «долговыми» механизмами. Долговой характер бюджетов будет находить свое отражение как в их доходной, так и расходной части. В доходной части бюджета основным источником станут займы и кредиты, а налоги и прочие традиционные источники доходов могут уйти на второй план. В расходной части бюджета основной статьей могут стать расходы на обслуживание государственного долга, или процентные расходы.
Согласно оценкам МВФ, которые охватывают 141 государство, в 2022 году бюджетные доходы превышали бюджетные расходы (профицитный бюджет) лишь у 28 стран. У двух стран было нулевое сальдо. А у 111 стран были зафиксированы дефициты бюджетов. Наиболее часто для оценки величины дефицита бюджета используется относительный показатель – проценты по отношению к величине валового внутреннего продукта (ВВП). В топ-10 по величине этого показателя в 2022 году
Итак, абсолютным рекордсменом по относительному уровню бюджетного дефицита в прошлом году оказалась Украина. Кстати, в 2021 году дефицит бюджета Украины был сравнительно скромным – 3,97% ВВП; по этому показателю Украина занимала лишь 91-е место. И вот за один год такой резкий рывок. Фактически украинский бюджет стал ширмой, прикрывающей долговое финансирование Западом незалежной. Долговое финансирование под обеспечение разных реальных активов, в первую очередь сельскохозяйственных земель и месторождений полезных ископаемых. Есть шансы, что Украине удастся удержать позиции лидера. Государственный бюджет Украины на 2023 год предусматривает дефицит в размере 38 млрд долл. Почти исключительно дефицит планируется закрывать с помощью внешних заимствований. Согласно официальным источникам Украины, за первые шесть месяцев 2023 года внешние ресурсы составили 49,1% всех поступлений в общий фонд госбюджета. Украинский государственный бюджет – идеальная модель государственного бюджета будущего, которую могут обрести многие страны.
Если ранжировать страны по абсолютным величинам бюджетных дефицитов, то по этому показателю на протяжении многих лет и даже десятилетий «впереди планы всей» находятся Соединенные Штаты Америки. Не уходя уж в слишком глубокую историю, отмечу, что после Второй мировой войны Америка имела хронически дефицитный бюджет. Исключением стали лишь 1998-2001 финансовые годы (времена президента Клинтона), когда американский бюджет был сведен с профицитом.
Да и по относительному уровню бюджетного дефицита США также находятся в группе лидеров. Вот данные по величине бюджетного дефицита к ВВП за последние годы (%): 2015 г. – 3,80; 2016 г. – 4,42; 2017 г. – 3,79; 2018 г. – 5,47; 2019 г. – 6,22; 2020 г. – 15,85; 2021 г. – 10,92; 2022 г. – 4,60. Показатель 2020 года – рекордный для США за всю послевоенную историю. В 2020 году по относительному уровню бюджетного дефицита США среди 174 стран находились на восьмом месте. В 2020 году дефицит американского бюджета в относительном выражении был больше, чем дефицит украинского бюджета в 2022 году! В 2020 году абсолютная величина бюджетного дефицита составила 3,1 трлн долл., что равняется 47% бюджетных расходов. Государственные заимствования (закрывающие бюджетный дефицит) стали основным источником бюджетных доходов США, отодвинув налоги (которые на протяжении всей истории Америки были основным источником) на второе место.
Только что (1 октября) в США закончился 2023 финансовый год. Американское казначейство сообщило, что дефицит бюджета по итогам года составил 1,7 трлн долл., что эквивалентно 6,3% ВВП США. За счет дефицита бюджета было покрыто примерно 28% бюджетных расходов.
Нет ничего удивительного в том, что американский государственный долг так стремительно растет. Ведь он складывается из дефицитов государственного бюджета. В 1981 году государственный долг США по отношению к ВВП равнялся 40,4% ВВП. А в 2022 году он уже превысил 121%. На начало нового финансового года (с 1 октября 2023 г.) величина государственного долга США достигла 33,4 трлн долл. Это уже более 130% ВВП. По оценкам МВФ, это примерно треть суммарного государственного долга всех стран мира. И это при том, что доля США в населении планеты составляет 4,2%. А доля в мировом ВВП – 15,6% (по итогам 2022 года; расчет по паритету покупательной способности валют). Очень удивительно, что до последнего времени большая тройка рейтинговых агентств присваивала Соединенным Штатам высшие инвестиционные и кредитные рейтинги. Правда, в начале августа международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента США до "AA+" с "ААА" из-за ухудшения бюджетных показателей и растущего госдолга.
Нельзя не обратить внимания на Китай, который на протяжении длительного времени рассматривался как эталон образцовой экономики, демонстрирующей стабильно высокие темпы роста. А ведь, между прочим, уже с середины 1980-х годов у Поднебесной бюджет регулярно сводился с дефицитом. Исключение составили лишь два года в середине нулевых. А вот картинка по бюджетному дефициту Китая за последние годы (% ВВП): 2015 г. – 3,43; 2016 г. – 3,77; 2017 г. – 3,66; 2018 г. – 4,08; 2019 г. – 4,91; 2020 г. – 6,20; 2021 г. – 3,80; 2022 г. – 4,70. Также очень впечатляющие цифры, хотя несколько скромнее, чем у США. По итогам 2023 года ожидается, что дефицит составил 600 млрд долл., или примерно 3% ВВП. За счет дефицита будет покрыто около 15% расходов. Хронические дефициты бюджета увеличивают каждый год государственный долг Китая. По итогам прошлого года его величина составила 77% ВВП. МВФ прогнозирует, что через 4 года величина китайского государственного долга достигнет планки в 100% ВВП.
Назову еще некоторые крупные экономики мира, у которых относительные показатели бюджетного дефицита также являются высокими (2022 г., % ВВП): Великобритания – 5,57; Испания – 4,80; Франция – 4,72; Швейцария – 4,50; Турция – 4,00; Бельгия – 3,90; Канада – 3,50; Южная Корея – 3,00; Германия – 2,62.
Что касается России, то она имеет сравнительно скромные дефициты бюджета. В 2022 году показатель равнялся 1,36% ВВП. Как и в большинстве стран мира, максимальное значение показателя в России было зафиксировано в 2020 году (в разгар так называемой пандемии ковида) – 3,99% ВВП. До этого наиболее высокими были дефициты бюджета в 2015 году (3,39% ВВП) и в 2016 году (3,67%). Дефицитные года перемежаются профицитными. В частности, были зафиксированы профициты бюджета в 2018 году (2,92% ВВП), 2019 году (1,93%), 2020 году (0,77%). В принципе, у России есть все условия для того, чтобы сводить государственный бюджет с профицитом, учитывая, что она имеет положительное сальдо по торговому и платежному балансу (счет текущих операций). Однако в бюджете на 2023 год заложен дефицит в размере 2,9 трлн руб. (эквивалентно примерно 2% ВВП). Это означает, что примерно 10 процентов бюджетных расходов будет профинансировано за счет дефицита, т. е. в конечном счете за счет государственных заимствований.
Другой стороной медали, называемой долговой бюджет, являются расходы бюджета на обслуживание государственного долга. Обычно уровень этих расходов оценивается в виде той доли, которую они занимают во всех бюджетных расходах. К сожалению, ни МВФ, ни другие организации не ведут статистики этого показателя по странам мира, сводной картины нет. Приходится пользоваться цифрами по отдельным странам.
Больше всего публикаций в СМИ по поводу процентных расходов в бюджете США. В нынешнем столетии доля процентных расходов в общем объеме всех бюджетных расходов США варьировала в диапазоне от 5 до 10 процентов. Минимальное значение было зафиксировано в 2021 году – 5,2%. А максимальное в только что завершившемся 2023 финансовом году – 10,2%. За два года произошел двукратный скачок. Он лишь в некоторой мере был обусловлен наращиванием государственного долга. Главная причина в том, что с весны прошлого года Федеральная резервная система начала неуклонное повышение ключевой ставки, которая до этого долгие годы находилась, образно выражаясь, на уровне «плинтуса» (приближалась к нулевому значению). Процентные ставки по казначейским бумагам США привязывались к ключевой ставке. Поэтому Минфину США обслуживать гигантский государственный долг (который 1 февраля 2022 года достиг планки в 30 трлн долл.) не представляло большого труда. Но в последние полтора года ситуация стала стремительно меняться. В июле нынешнего года ФРС в очередной раз подняла ключевую ставку, и в настоящее время она находится на уровне 5,25-5,50%. Как минимум до конца года понижения ставки не ожидается. А некоторая вероятность повышения сохраняется. Имеется масса прогнозов, согласно которым доля процентных расходов будет продолжать расти. Потолок долга Конгресс США временно убрал, Минфин пользуется возникшей ситуацией и наращивает объемы выпускаемых казначейских бумаг.
Валовые процентные расходы в бюджете 2023 фин. года составили 929 млрд долл. (более 15% бюджетных расходов). Правда, государство не только оплачивает процентные расходы, но и получает процентные доходы. Минфин США обычно дает цифру чистых процентных расходов (за вычетом процентных доходов). В 2023 году они составил 632 млрд долл. По сути, эта бюджетная статья стала второй по величине после расходов на оборону. Они составил в истекшем финансовом году 12,7% всех бюджетных расходов. Прогнозируется, что уже в ближайшие годы процентные расходы обойдут оборонные расходы и станут главной статьей бюджетных расходов США.
Традиционный бюджет США на наших глазах трансформируется в «долговой», что вызывает немалую тревогу у многих американских политиков и представителей бизнеса. А также тех иностранных инвесторов, которые привыкли инвестировать в американские казначейские бумаги.
Казалось бы, российский бюджет далек от той модели, которую сегодня стали называть долговой. Ведь у России по любым меркам очень скромный государственный долг. По итогам 2022 года он оказался равным 19,6% ВВП. По прогнозам МВФ, в ближайшие годы уровень госдолга РФ почти не будет меняться (% ВВП): 2023 г. – 21,2; 2024 г. – 21,8; 2025 г. – 21,7; 2026 г. – 20,9; 2027 г. – 19,8; 2028 г. – 18,2. Казалось бы, если исходить из мерок американского бюджета, в российском бюджете процентные расходы должны находиться где-то в диапазоне полтора – два процента суммарных бюджетных расходов. Однако на самом деле доля оказывается существенно больше. В бюджете на 2023 год процентные расходы запланированы в размере 1,52 трлн руб., что превышает 5% всех бюджетных расходов.
А все дело в том, что хотя государственный долг у России небольшой, но очень дорогой (в сравнении с долгом США, Китая и многих других стран). В немалой степени этому способствует Банк России, который повышает ключевую ставку (сегодня она уже достигла величины 13,00%, что в 2,5 раза превышает ключевую ставку ФРС США). На днях замминистра финансов РФ Владимир Колычев назвал любопытную цифру: расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования при повышении ключевой ставки на 1 процентный пункт возрастают примерно на 200 млрд рублей. А Банк Росси не дает никаких гарантий, что он не будет и дальше повышать ключевую ставку.
Сейчас Минфин РФ подготовил проект бюджета на 2024–2026 годы. Счётная палата РФ представила в Государственную Думу заключение на проект бюджета. Государственные аудиторы обратили внимание на расходы на обслуживание госдолга: они вырастут к 2026 году по сравнению с оценкой исполнения 2023 года в 2,2 раза и превысят общие траты федерального бюджета на здравоохранение и образование.
Читайте нас: