Соперничая на протяжении веков, сейчас Китай и Россия находятся де-факто в союзе, даже если ему не удалось достичь «безграничной» планки, которую президенты Си Цзиньпин и Владимир Путин установили всего за несколько недель до вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Военные и политические связи, сложившиеся за последнее десятилетие между двумя самыми могущественными авторитарными государствами мира, в результате войны только укрепились, и это вызывает растущую обеспокоенность лидеров демократических стран от Вашингтона до Токио.
Растущее сотрудничество между Китаем и Россией побудило некоторых политиков в США опасаться того, что страна в какой-то момент может оказаться вынуждена воевать на два фронта. Одна из проблем в том, что Китай может напасть на Тайвань, воспользовавшись тем что США отвлекли внимание на поставки Украине вооружений для защиты от России.
Также на днях США начали уделять внимание и военные ресурсы Израилю в его конфликте с Хамас, хотя, как утверждает бывший сенатор США Джим Инхоф, при расчете на паритет покупательной способности обе страны в совокупности тратят на оборону больше, чем США.
Япония выражает серьезную обеспокоенность по поводу увеличения количества совместных военных учений между Китаем и Россией в своем ежегодном оборонном отчете за 2023 год, назвав их явными и преднамеренными провокациями. Общее беспокойство таково, что сочетание экономической, военной и политической мощи, которое представляют эти двое, придает смелости другим мировым лидерам с автократическими замашками, и угрожает живущему по правилам международному порядку, продвигаемому США и союзниками. Си и Путин же, утверждают что эти правила выгодны только самим американцам, и они нарушают их, когда хотят — эта точка зрения придерживается все страны Глобального юга.
Китай избегает критиковать вторжение России, обвиняя в конфликте США и НАТО, и покупает российскую нефть, косвенно финансируя военную машину Москвы. Но Си Цзиньпин не хочет явно и недвусмысленно поддерживать войну или прямо помогать России, смягчая последствия санкций от США и Европейского Союза. В сентябре 2022 года, после первой личной встречи двух лидеров с начала вторжения, Путин в итоге признал, что у Китая есть «вопросы и опасения» по этому поводу. Но санкции вместе с военными потерями на Украине еще больше сдвинули баланс отношений в пользу Китая. ВВП Китая в восемь раз превышает российский, поэтому на карту поставлено гораздо больше в глобальной экономике, в которой по-прежнему доминируют США и другие развитые демократические страны.
Читайте нас: