Китай готовится принять третий форум международной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Накануне встречи в КНР опубликована «Белая книга» с экономической статистикой по промежуточным итогам деятельности в рамках ОПОП. Экспертное сообщество в КНР анализирует влияние инициативы на разные стороны мировой политики и экономики, её значение для разных регионов.
Ван Вэньбинь, представитель МИД КНР
Экономическим ядром ОПОП и основным объектом капиталовложений с самого начала были инфраструктурные проекты КНР в разных регионах мира, но, прежде всего, в Евразии. Вокруг них почти сразу же стали выстраиваться разнообразные проекты культурного, образовательного и научного сотрудничества КНР со странами – участниками инициативы. Они знакомили страны вдоль ОПОП с китайской культурой, историей и традициями, помогали лучше понять Китай, формируя дружественную среду для китайского капитала и совместных с Китаем проектов в экономике. Но основной упор всё-таки был на экономику и инфраструктуру, остальные проекты играли сопутствующую роль.
Расширение дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры в разных регионах Евразии и мира было принципиально необходимо КНР для поддержания высоких темпов роста экспорта китайских товаров во второй половине 10-ых годов, а, следовательно, и для поддержания таких же высоких темпов роста китайской экономики. Новые железные дороги обеспечивали лучшее сообщение, а модернизированные Китаем порты, в управлении которыми китайские компании принимали участие, стимулировали торговлю. И, что важно, основной маршрут «пояса и пути» пролегает через безопасные регионы Евразии, неподконтрольные США, которые уже со второго срока Обамы постепенно переориентировали свои внешнеполитические доктрины на сдерживание КНР.
Огромные вложения КНР в инфраструктуру участников ОПОП подымали местную экономику, давали рабочие места и повышали налоговые отчисления в бюджеты этих государств. Факты показывают, что китайский проект оказался взаимовыгодным для всех участников инициативы.
Показателен
На территории Китая в рамках маршрута «Китай – Европа» есть несколько портов отправления грузовых поездов, и их загрузка свидетельствует об огромном и непрерывно расширяющемся грузопотоке по территории России. Один из основных таких пунктов –
Другой такой порт – Сиань – административный центр пров. Шэньси – 28 сентября отправил поезд в Москву в 20 000-й рейс с момента ввода в эксплуатацию 11 ноября 2013 года. По состоянию на 28 сентября количество отправлений поездов из Сианя выросло на 29,7% в годовом исчислении, а объём перевозок достиг 3,5 млн тонн, увеличившись на 34,7% в годовом исчислении. Об интенсивности загрузки этого пути свидетельствуют цифры: по нему в среднем ежедневно курсирует около 15 поездов с частотой отправления или прибытия на станцию международного порта Сиань каждые 1 час 40 минут.
Прокладка прямых маршрутов торговли Китая по территории стран-участниц ОПОП и партнёров проекта ускоряет оборот товаров и, соответственно, снижает их стоимость, как для промышленных предприятий, так и для конечных потребителей. Например, в прошлом отправка товаров из Сианя в порт Хоргос в Синьцзяне (регион КНР, граничащий с Казахстаном) занимала более 10 дней, а затем перевозилась автотранспортом в Казахстан и всё это в общей сложности занимало более 20 дней. Сейчас поезда в Центральную Европу и обратно доставляют товар за 6 дней. Соответственно, первоначальная стоимость перевозки контейнера составляла более 100 000 юаней, но теперь она стоит порядка 50 000 юаней.
В результате, грузовые поезда Китай – Европа обеспечивают стабильность международной производственной цепочки и цепочки поставок.
Для обслуживания торгового маршрута «Китай – Европа» вводятся новые отправные порты в КНР. В конце августа отправлен в первый пробный рейс грузовой поезд из города Чжанцзякоу (северокитайская пров. Хэбэй). Ожидается, что он прибудет в Ташкент - столицу Узбекистана, через 15 дней.
В Европе с помощью Китая построена железная дорога Будапешт – Белград, имеющая принципиальное значение для экономического развития Сербии и Балкан, в целом.
Еще один пример – греческий порт Пирей. Вложения Китая в модернизацию и расширение порта превратили его в один из важнейших перевалочных узлов в Средиземноморье. Порт Пирей в настоящее время является 24-м по величине контейнерным портом в мире, четвертым по величине в Европе и крупнейшим в восточном Средиземноморье. Развитие порта стало большим стимулом для греческой экономики.
Также строится сеть железных дорог в Азии и в соседних с Китаем странах. Успешно обслуживает двустороннюю торговлю железная дорога «Китай – Лаос»; приносит доходы высокоскоростная железная дорога Джакарта-Бандунг.
Морская судоходная сеть Шёлкового пути обеспечивает обслуживание торговли, причём не только китайскими товарами, по всему миру. На пути морских маршрутов торговли КНР модернизировала и строила порты и терминалы.
Экономическое развитие соседей нашей страны, в том числе, и участников ЕАЭС, растущая платежеспособность их рынков расширяет возможности для российских товаров и капиталовложений. И здесь главная задача для нашей страны – максимально полно воспользоваться возможностями китайского проекта.
По территории России проходят трансевразийские сухопутные маршруты. Создаваемая в России новая дорожная инфраструктура для обслуживания маршрутов «пояса и пути» является дополнительным стимулом экономического развития разных российских регионов.
Подводя промежуточный итог 10-летию реализации инициативы «пояс и путь», в КНР считают, что структура взаимосвязанности «шести коридоров, шести маршрутов и множества стран и портов» в основном сформировалась.
В рамках инициативы ОПОП реализовано более 3000 проектов сотрудничества, включая проекты по обеспечению средств к существованию беднейших слоёв населения. По оценкам Всемирного банка, к 2030 году вложения, связанные с ОПОП, помогут вывести 7,6 миллиона человек из крайней бедности и 32 миллиона - из средней.
Конечно, не все правительства одинаково результативно воспользовались открывшимися возможностями; где-то помешала вышедшая из-под контроля коррупция, где-то – неэффективная экономическая политика, где-то правительства сами, как в Малайзии, уточняли своё участие в проектах ОПОП, не отказываясь от них в целом. Некоторые страны неумело распорядились китайскими кредитами, неправильно расставив приоритеты для капиталовложений и влезли в долги. Но эти следствия не относятся к самим огромным возможностям, которые создала китайская инициатива. На этих проблемах Запад сейчас строит свои информационно-психологические операции по дискредитации ОПОП.
Тот факт, что даже проекты, которые значительно усилили региональное экономическое сотрудничество, вначале были встречены европейскими политиками со скептицизмом и критикой, является ярким примером того, насколько политизированным было отношение Европы к проекту ОПОП. Опыт показал, что инициатива «пояс и путь» открывает возможности для развития в Европе.
В Китае ожидают, что предстоящий форум инициативы «пояс и путь» проанализирует накопленный опыт и вместе с участниками и партнёрами спланирует будущее сотрудничество. В условиях, когда США в погоне за восстановлением своей гегемонии фактически разваливают мировую торговлю, это особенно важно.
Читайте нас: