Украинский город был основан предпринимателем из Мертир-Тидвила Джоном Хьюзом и носил его имя до 1923 года, пишет The Times. На самом деле Хьюз ничего не знал про Украину и назвал свой комплекс "Новороссийским обществом каменноугольного, железного, стального и рельсового производства".
Бен Макинтайр (Ben Macintyre)
Восточноукраинский город Донецк уже десять лет находится в самом центре конфликта между Россией и Украиной. Только с момента ввода российских войск в прошлом году в Донецкой области погибли минимум 1 729 человек и еще 4 198 получили ранения.
Русскоязычные сепаратисты называют себя русскими, а президент Путин объявил "независимую" Донецкую Народную Республику частью Российской Федерации. Украина считает, что город незаконно оккупирован и аннексирован Россией. Но корни у Донецка валлийские.
Поначалу город назывался Юзовкой — в честь Джона Хьюза (в русской традиции Юз. – Прим. ИноСМИ), полуграмотного инженера и предпринимателя из Мертир-Тидвила. Он основал будущий город в 1870 году и превратил его в промышленный центр региона.
Конфликт на Украине — это, отчасти, битва за ценные природные ресурсы, обширные залежи железа и угля Донбасса. За этот регион развернулись ожесточенные бои сначала в Гражданскую войну, затем во Вторую мировую, а теперь и сегодня. Однако при царской империи центральную роль в добыче этих ископаемых сыграли британский опыт и рабочая сила.
Российско-украинский конфликт может показаться далеким противостоянием, но Великобритания глубоко вплетена в сложную и запутанную историю Донецка — благодаря настойчивости и дальновидности одного смелого предпринимателя из Уэльса.
Сын главного инженера металлургического завода в Кивартве, Хьюз сколотил состояние, запатентовав ряд изобретений в области брони и железной обшивки деревянных военных кораблей для Королевского флота. При этом он так и не выучился писать, а читать мог лишь печатные буквы. В 1869 году он принял приглашение российского царя построить металлургический завод и обеспечить броневой обшивкой военно-морской порт в Кронштадте на Балтике море. Для этой цели ему были пожалованы земли к северу от Азовского моря.
Хьюз прибыл на восьми кораблях и привез с собой сотню сведущих рабочих-металлистов и горняков из Южного Уэльса вместе с семьями. В последующие десятилетия их примеру последовали многие другие, создав миниатюрный форпост Уэльса. В этом уголке Российской империи появились англиканская церковь, теннисный корт, ипподром, гольф-клуб, школы, чайные и даже своя пожарная и футбольная команды. Местный отель получил название "Великобритания". А архитектура и планировка улиц напоминала британскую. Жители нарекли будущий город Хьюзовкой, в честь его основателя, а вскоре упростили название на русский лад до Юзовки.
Через два года в городе заработало восемь доменных печей. Затем открылись угольные шахты, кирпичные заводы, железорудные рудники и прокатный стан для производства железнодорожных рельсов — этот огромный промышленный комплекс Хьюз назвал "Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производства". Хьюз умер в Санкт-Петербурге в возрасте около 74 лет (точная дата его рождения неизвестна) — этаким валлийско-российским олигархом викторианской эпохи. Дело возглавили его сыновья, и к 1900 году металлургический завод в Юзовке стал крупнейшим в Российской империи — на него приходилось три четверти всей выплавки железа.
Но богатство валлийских предпринимателей посеяло семена будущей городской трагедии.
Семью Хьюзов выгнали после большевицкой революции, причем некоторые ее члены сгинули во вспышке насилия, охватившей регион. Одного их них даже похоронили заживо. Основная масса англичан и валлийцев бежала, хотя некоторые остались. Большинство из оставшихся взяли русские и украинские имена, но в Донецке все еще живет горстка людей по фамилии Блэкберн. Металлургический завод был национализирован.
В постоянно менявшемся названии города, словно в калейдоскопе, отражалась расстановка сил в советском Политбюро. В 1923 году Юзовка на несколько месяцев стала Троцком (эта версия не имеет документального подтверждения. – Прим. ИноСМИ), в честь Льва Троцкого. Затем в 1924 году, после прихода к власти Иосифа Сталина город получил его имя (Сталин), а в 1929 году был переименован в Сталино. В 1961 году в рамках хрущевской десталинизации город стал Донецком в честь реки Донец, притока Дона.
В годы нацистской оккупации Украины город был практически разрушен, а его население сократилось более чем вдвое. Отель "Великобритания" превратился в бордель для немецких офицеров. Восстанавливать город после войны и трудиться на его шахах выпало заключенным. Многие из них погибли из-за ужасающих условий.
Большинство дончан давно забыли или никогда и не знали о валлийском происхождении города. Но именно британское предпринимательство викторианской эпохи превратило этот регион в прибыльный промышленный центр, за который сегодня развернулась ожесточенное противостояние.
До ввода российских войск Донецк с миллионным населением был крупным экономическим, промышленным и научным центром Украины с высокой концентрацией тяжелой промышленности — в основном сталелитейной, химической и угольной.
Пророссийские сепаратистские силы борются с украинскими военными за контроль над Донецкой областью с 2014 года, и город пережил сильные обстрелы. Более года противники сражались за городской аэропорт.
В сентябре прошлого года Путин подписал указ о присоединении Донецкой области и трех других регионов к России. Теперь весь город под контролем российских войск, однако в прилегающих районах до сих пор продолжаются ожесточенные бои. На прошлой неделе назначенный Москвой глава региона объявил комендантский час.
Город, где когда-то звенели чужестранные валлийские голоса, сегодня темен и тих, если не считать стрекота очередей и взрывов снарядов. Но проблески его необычного прошлого сохраняются: Мертир-Тидвил навеки останется частью этого спорного региона.
Валлийская часовня в Юзовке стала православным храмом. Гостиница "Великобритания" принимает постояльцев (две звезды). Статуя Джона Хьюза в его рабочем жилете до сих пор стоит в центре города. Район, где жили его инженеры и управляющие, называется Английской колонией. Есть британский паб.
Сохранился и проблеск типично британской иронии. Мрачно пародируя референдум 2014 года в Крыму о присоединении к России, украинцы Донецка развернули кампанию за присоединение к Великобритании. В их петиции говорилось: "Мы требуем референдума по возвращению Юзовки в свое исконное лоно — в состав Великой Британии! Слава Джону Хьюзу и его городу! Боже, храни королеву!".
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: