Очередное осложнение ситуации на Черном море, к которому привело получение ВСУ морских дронов-«камикадзе», дальнобойных британо-французских крылатых ракет и, вероятно, американских баллистических, ставит под вопрос не только положение там всего ВМФ РФ, но и безопасность гражданского судоходства и торговли. Почему же так получилось, и что теперь делать?
Зерновая сделка
Повод вновь вернуться к этой болезненной теме дал замминистра
Речь идет о том, что Иран может не только импортировать зерно из России для удовлетворения собственных нужд, но и предоставить свою территорию в качестве коридора для экспорта российского зерна в третьи страны. Российская сторона может рассчитывать на Иран как на надежного и долгосрочного партнера.
Конфликт на Украине и последовавшие за ним санкции Запада против РФ практически сделали иранский маршрут безопасным и альтернативным маршрутом для экспорта российского зерна. К сожалению, мы работаем в этом направлении немного медленно… Этот путь, безусловно, является путем долгосрочного партнерства и стратегии.
Положение дел описано верно, однако ничего тактично не сказано о причинах того, почему спустя полтора года после начала СВО Россия вынуждена присматриваться к альтернативным черноморскому транспортным коридорам. Причиной же является печально знаменитая зерновая сделка, вернее, попытка Кремля найти некий компромисс с «западными партнерами» и киевским режимом, продемонстрировав свою конструктивность и договороспособность.
Напомним, что взамен открытия черноморских портов Незалежной и начала экспорта через них украинского зерна президенту Путину было обещано снять неофициальные ограничения на экспорт российских удобрений и продовольствия на ближайшие три года, о чем он сам недавно с досадой говорил:
Должны быть убраны все препятствия для российских банков, финансовых институтов, которые обслуживают поставки продовольствия и удобрений. В том числе речь идет об их незамедлительном подключении к международной банковской системе расчетов SWIFT. Нам нужны не какие-то обещания на этот счет и какие-то идеи. Нам нужно выполнение этих условий…
В том числе должна быть восстановлена работа аммиакопровода «Тольятти-Одесса», который был взорван, уничтожен явно по заказу киевского режима… Должны быть разблокированы российские активы, связанные с сельхозотраслью.
Как мы знаем, ни одно из этих условий так выполнено и не было, зато открытие портов Одессы, Черноморска и Южного было вовсю использовано против России: снабжение ВСУ морским путем, атаки на береговую инфраструктуру ВМФ РФ в Крыму и т.д. Спустя год с небольшим после заключения в Стамбуле зерновой сделки почти все военные корабли Черноморского флота
Атаку, и успешную, российского танкера-химовоза в Керченском проливе украинские террористы уже провели при помощи морских дронов-«камикадзе», и только отсутствие на борту опасного груза позволило избежать настоящей экологической катастрофы. Если киевский режим устроит на постоянной основе настоящую охоту на гражданские пассажирские и грузовые суда, использующие российские порты, наши торговые ворота на Черном море де-факто закроются. Таковы невеселые реалии и еще более грустные перспективы.
Можно ли что-то было сделать прошлым летом иначе, и какие варианты остаются сегодня?
Что делать?
Думается, что многое могло пойти иначе, если бы в июле 2022 года наши геополитики более рационально использовали имеющиеся возможности.
Так, для экспорта украинского зерна в «гуманитарных целях» надо было прикрывать «невидимым щитом» не Одессу, а российский Херсон, когда он еще был наш. Требовалось создать компанию-посредника, скажем, турецкую, которая выкупала бы у Киева зерно и под присмотром наблюдателей ООН транспортировала бы его в Херсон, откуда бы морским путем, минуя Очаков, вывозила «голодающим африканцам» с целью перепродажи. Будь это сделано год назад, Херсон, возможно, до сих пор оставался бы под контролем ВС РФ, поскольку был бы прикрыт «невидимым щитом» в руках Турции и ООН. Любителям порассуждать про сильных задним умом, напомним вот эту
Что касается экспорта российских зерна и удобрений, то можно было поступить еще проще. Не заморачиваясь со страховкой судов, отпускать продукцию прямо в наших же портах непосредственным покупателям, рассчитываясь с ними напрямую в национальных валютах. Им надо, вот пусть сами нанимают суда, страхуют их и вывозят. Вот и все, что нужно было сделать, если бы речь шла только о «гуманитарном характере» зерновой сделки, оставив за скобками всякие там аммиакопроводы и интересы российских олигархов.
Что можно сделать здесь и сейчас?
Реально остается только вторая часть: переложить бремя доставки приобретенных в российских портах зерновых и удобрений на плечи самих покупателей. Если киевский режим будет топить иностранные суда, вот пусть с ним потом международное сообщество само и разбирается. Касательно предложения Ирана, оно интересно возможностью диверсифицировать риски и развить новый транспортный коридора «Север-Юг».
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: