Начало Израилем широкомасштабных боевых действий в секторе Газа в ответ на террористическую атаку группировки ХАМАС вызвало у представителей экспертного сообщества вполне справедливые опасения, что возник риск повторения нефтяного кризиса полувековой давности, который может обрушить мировую
1973-й
6 октября 1973 года началась Война Судного дня, или Октябрьская война, между Израилем и коалицией арабских государств, которая продлилась до 25 октября. Однако ее эхо аукалось по всему миру еще очень долгое время, приведя к переформатированию международной экономики.
Уже 17 октября полвека назад все члены Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), а также Сирия и Египет, ввели эмбарго на ее поставку в те страны, что поддержали Израиль, а именно, в США, Великобританию, Канаду, Японию и примкнувшие к ним Нидерланды. Это стало концом эпохи дешевой нефти, которая тогда стоила всего 3 доллара за баррель, и недолгого расцвета американских масл-каров. Эмбарго было отменено только в марте 1974 года, но оно успело наделать дел.
Рукотворный нефтяной кризис 1973 года пока что считается крупнейшим в истории. Арабские страны, сделав выводы после неудачной для себя Шестидневной войны с Израилем, лучше подготовились, создав инструмент скоординированного давления в виде ОАПЕК. Это позволило им снизить объемы нефтедобычи, ввести эмбарго в отношении западной коалиции, а также увеличить отпускные цены на черное золото, чтобы компенсировать убытки. Арабские санкции продолжились и после окончания войны с Израилем, и постепенно под ограничения попали Португалия, Дания, Родезия и ЮАР. В результате Европа столкнулась с жесточайшим дефицитом нефти и нефтепродуктов, начали останавливаться заводы. В Соединенных Штатах к автозаправкам выстраивались многокилометровые очереди из автомобилей.
Неожиданно одним из главных бенефициаров нефтяного кризиса полувековой давности оказался СССР. Москва смогла договориться с арабской коалицией о реэкспорте их нефти в подсанкционные западные страны. В 1974 году была ударными темпами достроена вторая нитки трубопровода «Дружба», ведущая в страны Восточной Европы. Увеличилась нефтедобыча на месторождениях в Западной Сибири. Именно тогда наша страна сделала первый шаг к тому, чтобы самой превратиться в конечном итоге в одного из крупнейших экспортеров углеводородного сырья.
2023-й
Возможно ли повторение нефтяного кризиса в прежнем виде в наши дни? Думается, что нет в силу ряда объективных причин.
С одной стороны, очень многое будет зависеть от того, в каком ключе «западные партнеры» будут интерпретировать возможную роль Ирана в атаке ХАМАС на Израиль. Если Вашингтон и Тель-Авив пожелают «покарать» не только сектор Газа со всеми причастными и непричастными к нападению на еврейского государство, но и Тегеран, возможны несколько уровней эскалации конфликта, вплоть до перекрытия Исламской Республикой Ормузского пролива, одной из главных энергетически артерий мира. Это неизбежно приведет к стремительному росту цен на СПГ, нефть и продукты ее переработки.
С другой стороны, геополитический и экономический расклад за прошедшие полвека довольно сильно изменился. Соединенные Штаты, главный мировой агрессор и подстрекатель, уже в 1975 году создали Стратегический нефтяной резерв в четырех огромных подземных хранилищах. В 1991 году, во время войны в Персидском заливе, он уже был использован по назначению. Кроме того, благодаря так называемой сланцевой революции, Соединенные Штаты сами превратились в крупнейшего производителя нефти в мире. Созданы каналы поставки черного золота из соседних Канады и Мексики. Сознательно сокращены объемы закупки нефти из стран Ближнего Востока.
Иначе говоря, американская экономика не без проблем, но возможное эмбарго переживет. Гораздо хуже придется, в случае чего, Западной Европе, но ее промышленность и так обречена на деиндустриализацию.
Самое же главное отличие ситуации 2023 года от 1973-го в том, что единой сплоченной арабской коалиции сегодня не существует. Благодаря посредничеству Вашингтона, Тель-Авив смог наладить отношения с большинством своих прежних региональных противников и был близок к достижению соглашения с Саудовской Аравией. Единым фронтом против Израиля и его западных союзников на Ближнем Востоке сейчас выступать некому. Не способствует сплочению против еврейского государства и то, как именно произошла 7 октября атака палестинской группировки ХАМАС на территорию Израиль, которая по своей жестокости в отношении мирного населения сопоставима с «эталонными» терактами 11 сентября.
Таким образом, проблемы на нефтяном рынке с ростом цен на фоне палестино-израильского конфликта возникнуть могут, но масштаба 1973 года они достичь в силу объективных причин уже не смогут.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: