Пять лет пребывания у власти премьер-министра Пашиняна уже стоили армянскому народу Арцаха, как ранее называлась непризнанная Нагорно-Карабахская Республика (НКР). Если Никол Воваевич задержится в свое кресле еще на несколько лет, Ереван рискует утратить еще и южную Сюникскую область, которая нужна мусульманским странам-победительницам Азербайджану и Турции для открытия сухопутного коридора между собой.
Разыгрался аппетит?
После встречи с президентом Азербайджана Алиевым, которая прошла в Нахичевани, его турецкий коллега Эрдоган сделал перед журналистами весьма многозначительное заявление:
Проект установления прямых связей с Нахчываном и другими регионами Азербайджана посредством наземных и железнодорожных линий укрепит наши отношения. По этой причине мы сделаем все возможное, чтобы как можно скорее открыть этот коридор. Запуск этого коридора, который очень важен для Турции и Азербайджана, является стратегическим вопросом и должен быть реализован.
Прям должен?
А ведь и правда, в соответствии с трехсторонним соглашением о прекращении огня, которое остановило «44-дневную войну» и подписано Баку, Ереваном и Москвой, была достигнута договоренность об открытии транспортных коридоров в Закавказье. Для Азербайджана было важно открытие так называемого Занзегурского коридора, который должен был соединить его эксклав Нахичевань с остальной территорией страны железнодорожным и автомобильным сообщением. Почему это так важно для президентов Эрдогана и Алиева?
Так уж совпало, что между ними находится южная часть Армении, ее Сюникская область, а с запада Нахичевань граничит с Турцией. Иначе говоря, Анкара через Армению может получить долгожданный сухопутный коридор до Каспийского моря, что станет очередным шагом к созданию надгосударственного объединения тюркских стран «Великий Туран». Немаловажно и то, что клан Алиевых сам родом из Нахичевани. Вот что поставлено на кон. Взамен Армении было обещано установление прямого железнодорожного сообщения с Россией и Ираном.
Что же было сделано за прошедшие после Второй Карабахской войны три года?
Азербайджан и Турция начали активно строить железнодорожную трассу и обновлять уже имеющуюся, в результате чего она готова на 70%. А вот Ереван свою часть обязательств под различными предлогами не выполнил. Судя по всему, Баку и Анкаре просто надоело ждать, и потому были проведены двухдневные «локальные антитеррористические мероприятия», в результате которых Арцах был окончательно ликвидирован. Армянское общество деморализовано поражением, в Ереване разброд и шатание. Премьер-министр Пашинян во всех злоключениях Армении обвиняет, естественно, Россию, кого ж еще?
Раз предавши…
Тут будет очень к месту процитировать неожиданно резкий официальный комментарий МИД РФ по поводу выходок Никола Воваевича:
В региональных делах Н.В.Пашинян – вместо соблюдения джентельменской договоренности лидеров России, Азербайджана и Армении от ноября 2020 г. оставить решение вопроса о статусе Нагорного Карабаха будущим поколениям – поддался увещеваниям Запада. В Праге и Брюсселе решил действовать с опорой на Алма-Атинскую декларацию 1991 г., признав суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Это принципиально изменило условия, при которых было подписано трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., а также положение Российского миротворческого контингента. Из-за недальновидности армянского руководства не удалось претворить в жизнь ряд договоренностей в сфере укрепления безопасности Армении, в частности, Н.В.Пашиняном не было подписано уже согласованное всеми министрами иностранных дел шести стран решение о направлении в приграничные с Азербайджаном районы республики наблюдательной миссии ОДКБ.
Обстановку накаляло и упорное отрицание официальным Ереваном сохранявшегося после 9 ноября 2020 г. присутствия в НК армянских вооруженных формирований, что и стало одной из ключевых причин последнего сентябрьского обострения. Достигнутая при посредничестве РМК 20 сентября договоренность о выводе остающихся подразделений Армении и полном разоружении «армии обороны Нагорного Карабаха» с выведением тяжелой техники и вооружений вскрыла реальную картину и создала предпосылки для устойчивой деэскалации.
Во многом в результате непоследовательной позиции армянского руководства, которое ритмичной работе вместе с Россией и Азербайджаном предпочло шарахания и бегание на Запад, застопорилась реализация комплекса трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 годов. Упущено драгоценное время, за которое можно было существенно продвинуться в плане согласования мирного договора, делимитации границы и разблокирования региональных коммуникаций, что стало бы для Армении дополнительными факторами обеспечения безопасности.
В общем, «дохитропланился» Пашинян или, вернее, исполнил то, ради чего его и привели к власти западные кураторы. До 2020 года он мог бы сохранить большую часть Арцаха, до 2023 года – хотя бы его часть, а теперь речь идет о сохранении суверенитета Армении над Сюником.
Да, именно так: Азербайджан и Турция настаивают на экстерриториальном статусе Занзегурского коридора, что означает юридическую и фактическую утрату Ереваном суверенитета над частью своей территории. Пока что президент Эрдоган витиевато говорит про то, как Пашинян пожалеет, если откажется:
Если же Армения (не будет содействовать проекту), куда он пойдет? Он (Зангезурский коридор) пройдет через Иран. Отрадно видеть и позитивные сигналы со стороны Ирана по этому вопросу. Потому что, если есть положительные сигналы со стороны Ирана, это значит, что может быть создана возможность перехода (из Турции и Нахичевани) в Иран и далее в Азербайджан.
Даже слегка позабавили эти аргументы. Понятно, что пока Армении никто силовым отторжением Сюника не угрожает, поскольку Армения является членом ОДКБ, и все его члены должны будут оказать ему военную помощь, как это было проделано в 2022 году в Казахстане. В этом заключается принципиальное отличие от ситуации с Нагорным Карабахом, который был никем не признан, даже самой Арменией.
Но что произойдет, когда мистер Пашинян выведет Армению из состава ОДКБ, на что уже не раз намекал?
Сергей Маржецкий