В данной публикации мы продолжим разговор на тему того, какая судьба может ожидать другие непризнанные республики на территории постсоветского пространства после падения Арцаха, или Нагорного Карабаха, как он теперь, наверное, будет называться в составе Азербайджана. Может ли и должна ли Россия выступить на их защиту?
Кавказ
Как мы
Первые две находятся в более выгодном положении, чем ПМР, поскольку независимость Абхазии и Южной Осетии была признана Кремлем вполне официально как ответ на агрессию режима Саакашвили. При этом они имеют общую границу с РФ, и безопасность Цхинвала и Сухума обеспечивают российские военные. Казалось бы, переживать им особо не о чем, ибо Грузия далеко не Украина и нам не соперник. Однако эти тезисы справедливы лишь для мирного времени.
Случись в России новая Смута, и, упаси, Боже, к власти дорвется отечественная версия Никола Пашиняна, все может очень сильно измениться в худшую сторону. Как видно на примере Арцаха, Республики тогда теоретически могут быть просто предоставлены своей собственной судьбе, оставшись одни против Тбилиси, за которым встанет весь блок НАТО, а также, возможно, Турция и Азербайджан как сильные региональные игроки.
Сказанное позволяет сделать вывод, что одного юридического признания недостаточно, и для максимальной надежности Республикам Абхазия и Южная Осетия надо проситься в состав Российской Федерации в качестве полноценных субъектов. Поскольку возможности выхода из ее состава по Конституции РФ не предусмотрено, защищать Цхинвал и Сухум придется как часть национальной территории даже условному «Пашиняну».
Приднестровье
В неизмеримо более худшем положении, чем Абхазия и Южная Осетия, находится Приднестровье. ПМР не имеет общей границы с Россией, будучи зажатым между Молдовой и Украиной. В отличие от кавказских Республик, Приднестровская Москвой официально не признана, поскольку ее все это время аккуратно пытались впихнуть обратно в состав Молдавии на «особом статусе».
Очевидно, что для нашей страны это самая чувствительная болевая точка, поскольку подавляющее большинство жителей ПМР имеют российское гражданство, и их положено защищать, но как, не совсем понятно. Претендентов на ликвидацию Приднестровья два – сама Молдова со стоящей за ее спиной Румынией и Украина, которой не нужен пророссийский анклав в тылу у стратегически важной Одесской области. Да еще и склады со снарядами в Колбасне представляют определенный интерес для ВСУ. Исходя из данного расклада и приходится рассуждать на непростую тему обеспечения безопасности ПМР.
Приведем некоторые предложения, которые периодически высказываются в отечественной прессе и блогосфере:
Сценарий первый – не признавать ПМР, но помочь военным путем, как ДНР и ЛНР с 2014 по февраль 2022 года. При таком подходе Москва бы формально не посягала на территориальную целостность Молдавии, но получила б удобный инструмент давления на Кишинев. Вот только этот уникальный шанс был упущен после того, как ВС РФ были выведены из Херсона и всего правобережного стратегического плацдарма.
Морская десантная операция под Одессой в сегодняшних реалиях невозможна, для сухопутной с форсированием Днепра сил недостаточно. Увы, но до Одессы отныне путь неблизкий, о чем мы подробно
Сценарий второй – признать ПМР, заключив с ней договор о военном сотрудничестве и взаимопомощи, но не присоединять к России, как Республики Абхазия и Южная Осетия, а также ДНР и ЛНР с февраля по октябрь 2022 года. И это могло бы, наверное, сработать до начала СВО. Однако за эти полтора года было безнаказанно пройдено слишком много красных линий.
Если Россия официально признает независимость Приднестровья, не имея реальной возможности его защитить, это будет означать неминуемые «локальные антитеррористические мероприятия» со стороны Молдавии при помощи Румынии и, возможно, Украины. От уничтожения ПМР военным путем Киев пока что удерживает только то, что де-юре это территория суверенной Молдовы. Едва Приднестровье будет признано Москвой независимым государством, режим Зеленского может помочь в его ликвидации по просьбе Кишинева либо самостоятельно признать суверенитет ПМР, чтобы после ее уничтожить.
Сценарий третий – признать ПМР и присоединить к РФ как Донбасс и Приазовье в октябре 2022-го. Дескать, это позволит прикрыть Приднестровье российским ядерным зонтиком. Возможно, это даже сработает в отношении Кишинева, который не станет воевать против Москвы, но попросится в состав блока НАТО и ускоренно объединится с Бухарестом. А вот для Киева это будет бесценный подарок. Едва ПМР официально станет российским регионом, Украина за пару дней раздавит ее военным путем, и никакие красные линии ее не остановят. Увы, но такова суровая реальность.
Как видно, хороших вариантов после ухода из Херсона для Приднестровья не осталось. Можем ли мы сделать хоть что-то для этого российского анклава, зажатого между Молдовой и Украиной?
Единственным по-настоящему сдерживающим фактором в данном случае будет выступать военная сила: не пустые угрозы, а реальная возможность разгрома противника, в качестве которого выступает, прежде всего, киевский режим, конвенциальным способом. Никакой ядерной дубинки там, к сожалению, уже никто давно не боится, поскольку понимают, что по Украине Россия ее никогда не применит. Реально сдерживающим фактором могут быть мощные наступательные группировки ВС РФ, нацеленные на Киев и Луцк.
Если российская армия в течение следующих полугода-года сможет подготовиться и провести операции по освобождению Черниговской, Сумской и Харьковской областей, Донбасса и Приазовья, а также большей части Левобережья бывшей Незалежной, и будет стоять в Чернигове, Полтаве и Черкассах, то Киеву будет уже точно не до Приднестровья. Если же ВСУ дернутся в сторону ПМР, ВС РФ будут иметь реальную возможность сами пойти в наступление на украинскую столицу, имея за спиной не многочисленные вражеские ДРГ, а безопасный тыл.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: