Руководитель комитета Государственной думы по информационной политике Александр Хинштейн заявил, что группа депутатов и сенаторов внесла на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, который позволяет Росгвардии иметь в своем составе добровольческие формирования.
По его словам, законопроекты предусматривают, что добровольческие части Росгвардии «ничем не будут отличаться от таких же формирований Минобороны». «Добровольцы не будут являться военнослужащими или сотрудниками Росгвардии. Их правовые и социальные гарантии полностью станут соответствовать добровольцам Минобороны», —
Помимо Хинштейна, авторами пакета из пяти законопроектов выступили в том числе главы комитетов Госдумы по обороне Андрей Картаполов, по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин, а также председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
Согласно документам, размещенным в думской электронной базе, в законе «Об обороне» предлагается прописать, что добровольческие формирования могут создаваться по решению президента России не только Минобороны РФ, но и Росгвардией. Такие добровольческие формирования Росгвардии смогут быть привлечены для выполнения отдельных задач в области обороны в период проведения мобилизации, действия военного положения, в условиях вооруженного конфликта, а также в случае введения режима контртеррористической операции, а также при использовании войск нацгвардии за пределами РФ.
Устанавливается также, что порядок поступления граждан в такие формирования будет определяться ведомственными актами Росгвардии. Кроме того, в Росгвардии будут определять численность таких добровольческих формирований, организацию их работы и районы действий, а также стоящие перед ними задачи, срок использования таких формирований. Согласно законопроекту для поступления в создаваемые Росгвардией добровольческие формирования граждане будут заключать соответствующие контракты.
Законопроекты также устанавливают, что на граждан, пребывающих в добровольческих формированиях Росгвардии, и членов их семей будет распространяться такой же объем социальных гарантий, льгот и компенсаций, который в настоящее время предоставляется добровольческим формированиям Минобороны России. Корреспондирующие изменения вносятся в Трудовой, Налоговый и Уголовный кодексы РФ, а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, добровольцам Росгвардии предлагается предоставлять бесплатную юридическую помощь, приостанавливать в их отношении арбитражное, гражданское, административное судопроизводство и исполнительное производство на период их пребывания в формированиях. Соответствующие изменения вносятся в законы «Об исполнительном производстве», «О бесплатной юридической помощи в РФ», в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы РФ.
Поправки в закон «Об образовании в РФ» устанавливают, что граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Росгвардию, получают право на поступление в вузы и получение высшего образования на бюджетной основе.
Законопроект, по словам Хинтшейна, не имеет ничего общего со слухами о переводе в состав Росгвардии бывших подразделений «ЧВК Вагнер». «Наша инициатива обусловлена тем, что войска Национальной гвардии принимают самое непосредственное участие в СВО с министерством обороны, выполняют и другие задачи. При этом у министерства обороны сегодня законом право формировать свои добровольческие подразделения существует, и мы исходим из того, что у Росгвардии, чьи задачи во многом схожи с задачами министерства обороны, такие полномочия тоже должны быть. Пакет включает в себя пять законопроектов. Президент наделяется полномочиями о создании добровольческих формирований в войсках Национальной гвардии, эти формирования могут быть использованы и задействованы для выполнения различных задач как в условиях ЧС, частичной мобилизации, так и при других обстоятельствах. Все те нормы, заложенные сегодня действующим законодательством в части добровольцев вооруженных сил, предлагаем распространить на добровольцев Росгвардии, в том числе социальные и правовые гарантии. Важно отметить также, что это никак не связано с появившимися в последнее время слухами о вхождении в состав Росгвардии бывших подразделений различных ЧВК. Законопроект не предусматривает возможности включения в состав добровольческих формирований каких-либо организаций, юридических лиц, контракты могут быть подписаны исключительно физическими лицами, то есть гражданами. При этом исходим из того, что это будут люди, обладающие определенным опытом, знаниями, навыками. В их числе, конечно же, могут быть и бывшие бойцы ЧВК, включая и ЧВК «Вагнер». Но в каждом конкретном случае решение о заключении контракта будет приниматься индивидуально. Если хотите мое мнение, то я считаю, что не использовать опыт, знания, потенциал бойцов ЧВК — в сегодняшней ситуации это неправильно. Но, как всегда, дело в деталях, именно по этой причине контракты могут быть заключены только с гражданами, а это означает, что перед подписанием контракта о вхождении в состав добровольческого формирования человек будет подвергаться определенным проверочным действиям», — сказал он.
Военный юрист Артем Мугунянц отметил, что неясно пока, даст ли добровольческий статус в Росгвардии иммунитет от призыва и мобилизации. «Добровольцы у нас при Минобороны должны в обязательном порядке заключать контракты и становиться контрактниками. Для того чтобы стать сотрудником Росгвардии, необходимо также заключить контракт с Росгвардией, и после этого человек, соответственно, получает должность и становится росгвардейцем. Что такое добровольцы Росгвардии с правовой точки зрения, мне во всяком случае, как юристу с более чем 29-летним стажем, не совсем понятно. У нас набор в Росгвардию и так осуществляется на добровольной основе, поэтому понятие доброволец с точки зрения Росгвардии здесь, по-моему, не совсем корректно. Если человека подвезут к призыву на военную службу, то он призывается в Минобороны. Но если человек проходит в настоящее время службу в ФСБ, МВД, Росгвардии и так далее и имеет право на отсрочку, то он получает отсрочку на время службы или ему отказывают в трудоустройстве в Росгвардию, его забирают в армию. Вопрос в том, какой призыв мы имеем в виду. Если призыв на военную службу — это одно, если призыв по мобилизации, то сейчас она приостановлена. Она не закончена, она просто приостановлена, поэтому это все будет ожидать соответствующего дополнения от Генштаба», — отметил Мугунянц.
Читайте нас: