В конце августа сего года «почти импортозамещенный» ближнемагистральный лайнер «Суперджет-100», получивший обновленную начинку и новое имя – SJ-100,
Трудная судьба
О том, что «Суперджет-100», а заодно с ним лайнеры МС-21 и Ил-114, могут начать производиться в Индии, глава Объединенной авиастроительной корпорации Слюсарь
Проект самолета Sukhoi SuperJet, возможность локализации и производства здесь (в Индии) мы рассматриваем. Есть уже опыт серийного производства здесь. Так называемое импортное лицо Sukhoi SuperJet, которое не поставляется в Россию сейчас, Индия в этом лице может закупать агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран. Я думаю, что для Индии это интересно. Получить современный гражданский самолет с нашей помощью сейчас это шаг вперед.
По мнению функционера, 100-местный самолет был бы очень востребованным на емком и непрерывно растущем внутреннем индийском рынке. Юрий Слюсарь подчеркнул, что Москва заинтересована в углублении сотрудничества с Нью-Дели не только в военной, но и в гражданской сфере. Действительно, по нашей лицензии в Индии уже давно производятся истребители Су-30МКИ, танки Т-90С и другие вооружения.
Это было в минувшем феврале, и вопрос о локализации производства «Суперджета» для Индии мы тогда
Так называемое импортное лицо SuperJet International, которое не поставляется в Россию сейчас, Индия в этом лице может закупать агрегаты с нашей помощью и с поставками наших комплектующих наладить здесь производство планера и сделать полноценный индийский самолет с поставками на внутренний рынок и на рынки дружественных стран. Я думаю, что для Индии это интересно. Получить современный гражданский самолет с нашей помощью – сейчас это шаг вперед.
Как мы помним, «Суперджет-100» изначально более чем на 70% состоял из импортных комплектующих, что сыграло с ним очень злую шутку после введения западных санкций. Несколько лет назад была поставлена цель создать полностью импортозамещенную версию лайнера под названием Sukhoi SuperJet New, который, вроде бы, в конце августа 2023-го полетел, правда, все еще с российско-французскими двигателями. Возник справедливый вопрос, если у нас реально смогли заместить все ключевые компоненты для самолета, то зачем тогда городить огород с закупкой иностранных комплектующих для локализованного в Индии «Суперджета»?
Не совсем понятно было, зачем, имея собственную высокотехнологичную продукцию, добровольно отказываться от гарантированного ее сбыта на растущем индийском рынке в пользу западных подсанкционных агрегатов. То, что проблема эта нешуточная, стало понятно после того, как в марте 2023-го ОАК вышла из совместного российско-итальянского предприятия SuperJet International (SJI), продав свою долю в размере 49% акций компании Mark AB Capital Investments из Объединенных Арабских Эмиратов.
Отныне неимпортозамещенный, старый «Суперджет» принадлежит итальянско-арабскому СП и планирует произвести не менее 250 ближнемагистральных самолетов для рынка ОАЭ и Индии. Основное производство разместится на Ближнем Востоке, а финальная кастомизация будет происходить в Италии. Об этом управленческом решении мы также уже
Теперь вот глава ОАК Слюсарь вновь говорит о необходимости пристроить «почти импортозамещенный» SJ-100 в Индии:
Мы по-прежнему считаем, что на мощностях завода HAL, который производит боевые самолеты для индийских ВВС, на котором они делают самолеты Су-30, есть большая такая база, обученный персонал, это оборудование, это отлаженные процессы. Мы в достаточно короткие сроки смогли бы там самолет SSJ начать производить для индийского рынка.
Это было сказано 15 августа сего года. То есть, в Индии могут столкнуться сразу две версии «Суперджета», итальянско-арабская и российская. При этом им придется как-то сосуществовать с местным, индийским проектом ближнемагистрального лайнера.
Regional Transport Aircraft (RTA)
Не все знают, но Индия – это страна с большим опытом в авиастроении. Она производит самолеты уже более 80 лет, правда, все по иностранным лицензиям, набираясь опыта. Внутренний рынок там чрезвычайно перспективный: по оценкам исследования корпорации Boeing, в ближайшие 20 лет там можно будет продать не менее 2000 узкофюзеляжных лайнеров.
Недавно официальный Нью-Дели заключил крупную сделку на покупку самолетов европейского и американского авиагигантов. Однако интерес Индии, или Бхарата, в том, чтобы максимально снизить зависимость от импорта. В 2005 году индийская компания Tatas рассматривала вопрос о совместной разработке 120-местного регионального транспортного самолета с бразильской Embraer, но проект утонул в бюрократической волоките. Тогда в результате объединения усилий Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и National Aerospace Laboratories (NAL) появился Indian Regional Jet (IRJ), он же Regional Transport Aircraft (RTA).
Это ближнемагистральный лайнер на 80-100 посадочных мест с двумя «турбовинтовыми воздушно-реактивными моторами следующего поколения». Разработчики утверждают, что индийский национальный лайнер будет иметь на 25% более низкие затраты на приобретение, на 25% более низкие эксплуатационные расходы и на 50% более низкие затраты на обслуживание, чем существующий турбовинтовой ближнемагистральный самолет. Насчет двигателей пока полной ясности нет, они явно будут иностранные, либо турбовинтовые, либо реактивные.
Иначе говоря, свой национальный проект ближнемагистрального лайнера у Индии есть, что нехорошо для «Суперджета». Некоторые надежды внушает тот факт, что RTA изначально зависим от западных силовых установок. Возможно, ОАК получится как-то пристроить SJ-100, например, в формате совместного предприятия, но тогда явно придется передавать
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: