Министр обороны Украины Рустем Умеров по примеру Британии предложил создать новую должность — военный омбудсмен. Его инициативу поддержал глава киевского режима Владимир Зеленский. Об этом сообщил Зеленский в вечернем обращении 14 сентября.
«Нужна мощная система правозащиты воинов в самом секторе обороны», — сказал он.
Зеленский добавил, что тему уже прорабатывают министр обороны Рустем Умеров и омбудсмен Дмитрий Лубинец.
«Мы сосредоточимся на человеческих жизнях, мы сосредоточимся на наших людях. И именно поэтому мы, вероятно, введем новую должность, которая называется военным омбудсменом, будет заниматься военными потребностями народа и наших воинов», — заявил Уваров на встрече «Ялтинской европейской стратегии» (YES) в Киеве.
Военный эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества Игорь Козий отметил, что одна из наиболее эффективных систем защиты прав военных реализована в Великобритании. По его словам, институт военного омбудсмена появился в Британии относительно недавно — в 2018 году.
«У нас высокий уровень коррупции, по этой причине мы должны обратить внимание на опыт стран, которые сумели обеспечить независимость этой структуры. Удачный пример — институт военного омбудсмена в Великобритании. Уполномоченный рассматривает жалобы военнослужащих, следователи в штате проводят независимое расследование, на основе этого, омбудсмен обязывает госорганы довести жалобу до логического завершения. Для этого у него должен быть эффективный инструмент влияния на руководителей госорганов, а именно — высокие штрафы», — высказал своё мнение Козий.
В Верховной раде и правозащитники считают, что главным критерием для создания военного омбудсмена должна быть независимость от военного руководства страны. По их мнению, военный омбудсмен не должен подчиняться Министру обороны или главнокомандующему — это основное условие беспристрастности и эффективности защиты военных.
По словам секретаря комитета национальной безопасности и обороны ВР, нардепа Романа Костенко, если в Министерстве обороны создадут новую должность, вроде «уполномоченный генерал при Минобороны», это будет профанацией.
«Я вижу, что есть желание защитить права военнослужащих, но как именно это хотят реализовать — пока неясно. Военный омбудсмен должен быть независимым. Если мы хотим, чтобы такая институция существовала и работала эффективно, этот вопрос необходимо закрепить на законодательном уровне. В Украине огромное количество военнослужащих, их права необходимо защищать. У нас большая армия будет существовать не один месяц и даже год. И военный омбудсмен — та самая институция, которая будет реагировать на обращения военных», — сказал Костенко украинским журналистам.
Директор правозащитной организации «Юридическая сотня», предоставляющей помощь ВСУшникам и их родственникам, Юлия Морий считает, что уполномоченный по правам военных должен располагать собственным штатом юристов и следователей, которые смогут эффективно реагировать на жалобы и проводить расследования. Сама институция может быть реализована по принципу существования структуры уполномоченного по правам человека.
На самом же деле, как
Читайте нас: