Отсутствие Си Цзиньпина на саммите G20 идет в разрез с привычной моделью поведения китайских лидеров, пишет WSJ. Запад встревожен, ведь без Пекина эта международная площадка будет слабее. Но у Си есть причины оставаться дома: одна из них — отношения с США.
В первые годы своего председательства китайский лидер Си Цзиньпин был одним из наиболее часто путешествующих мировых лидеров: он регулярно встречался с друзьями и соперниками, посещал крупные державы и развивающиеся страны в стремлении расширить глобальное влияние Китая.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но в настоящее время Си в гораздо большей степени известен своим отсутствием. Во время пандемии он не выезжал за пределы Китая более двух лет. В этом году он выбрался за границу всего дважды, и в эти выходные он пропустит саммит Большой двадцатки — форум стран с развитыми и развивающимися экономиками, который пройдет в Нью-Дели.
Отсутствие Си на встрече лидеров Большой двадцатки идет вразрез с давно сложившейся моделью поведения китайских лидеров. Фоном к отсутствию Си на саммите служит растущий скептицизм Китая в отношении действующих международных институтов, которые, по мнению Пекина, излишне подвержены влиянию Соединенных Штатов, а также его готовность участвовать в группах, где он пользуется бо́льшим авторитетом, таких как БРИКС.
Китайская сторона не объяснила, почему Си не примет участие в саммите Большой двадцатки. Ее молчание усилило беспокойство других столиц по поводу его намерений. Дипломаты Евросоюза на этой неделе заявили, что, если Си будет пропускать дальнейшие саммиты Большой двадцатки, это серьезно ослабит позиции форума.
Китай, являющийся близким партнером России, поддерживает ее экономику, оказавшуюся под жесткими санкциями. Пекин покупает российскую нефть и газ и продает России множество различных товаров, от микрочипов до землеройных машин. Си и российского лидера Владимира Путина связывают тесные отношения, которые подкрепляются недоверием к существующему миропорядку во главе с Соединенными Штатами.
Путин в этом году тоже пропускает саммит Большой двадцатки. Представитель Кремля сообщил, что президент занят и что он по-прежнему сосредоточен на украинском конфликте.
У Си есть и другие причины оставаться дома. Помимо заметной напряженности в отношениях с Соединенными Штатами, у Китая есть масса разногласий и с европейскими странами — из-за торговли, прав человека и украинского конфликта, — а также с его непосредственными соседями, с которыми он ведет территориальные споры. Тем временем китайская экономика демонстрирует все больше признаков кризиса: рост безработицы среди молодежи, падение экспорта и тревога по поводу возможного воздействия спада в секторе недвижимости.
Тем не менее, по мнению некоторых политологов, отсутствие Си в Нью-Дели, похоже, идет вразрез с растущими внешнеполитическими амбициями Китая. В прошлом году Китай поспособствовал разрядке напряженности между Саудовской Аравией и Ираном, а также заявил о себе как о потенциальном миротворце в украинском конфликте.
"Странно, что Пекин решил не использовать саммит Большой двадцатки для дальнейшего продвижения тех идей, которые он продвигал весь минувший год, — что Китай является надежным альтернативным поставщиком безопасности, что у него есть альтернативное видение системы мирового управления, более совершенной, чем та, которую может предложить Вашингтон, и что Си является именно глобальным государственным деятелем", — сказала Аманда Сяо (Amanda Hsiao), старший аналитик по Китаю в некоммерческой организации Crisis Group, занимающейся мониторингом конфликтов.
"Возможно, там полагают, что им нет смысла так много инвестировать в Большую двадцатку, потому что у них есть другие многосторонние платформы, с помощью которых Китай может оказывать большее влияние и контролировать повестку и результаты", — пояснила она.
Под руководством Си Китай уделяет все больше внимания новым блокам развивающихся стран, в которых он может играть более важную роль. В мае он принял лидеров пяти стран Центральной Азии, продемонстрировав растущую мощь Китая в регионе.
В августе Си поехал в Южную Африку на саммит стран БРИКС, на котором было принято решение расширить группу, приняв в ее ряды еще шесть государств. Многие восприняли это решение как успех Китая и России в их противодействии влиянию Запада.
На полях саммита БРИКС Си встретился с премьер-министром Нарендрой Моди, и некоторые наблюдатели увидели в этом начало оттепели в отношения между Пекином и Нью-Дели после многолетних горячих дискуссий вокруг нерешенного пограничного спора. Разговоры об этом утихли после того, как Китай сообщил, что на саммит Большой двадцатки вместо Си отправится премьер Ли Цян, — некоторые индийские аналитики назвали это демонстрацией пренебрежительного отношения к Индии.
Советник по национальной безопасности Джейк Салливан (Jake Sullivan) заявил, что Китай несет ответственность за то, чтобы напряженность в его отношениях с Индией не влияла на Большую двадцатку. "Если же Китай хочет вмешаться и все испортить, то, конечно, у него есть такая возможность", — сказал он.
Президент Байден заявил, что разочарован тем, что не сможет встретиться с Си на саммите Большой двадцатки. "Но я все равно встречусь с ним", — добавил он, не сообщив больше никаких подробностей.
Следующая возможность для встречи этих двух лидеров представится в ноябре во время форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско. Но Китай вновь сообщил о том, что Си может не приехать. Министерство государственной безопасности страны заявило, что Соединенным Штатам необходимо проявить больше честности, чтобы встреча состоялась.
Украинский конфликт будет занимать центральное место в дискуссиях на саммите в этом году. Индия хочет опубликовать консенсусное заявление по конфликту, аналогичное совместной декларации, которая была согласована на прошлогоднем саммите на индонезийском Бали, но отсутствие Си и Путина может усложнить эту задачу.
Западные страны настаивают на более жестких формулировках касательно украинского конфликта, но Россия уже заявила, что она не станет ничего поддерживать, если ее голос не будет услышан.
В пятницу председатель Европейского совета Шарль Мишель (Charles Michel) заявил в Нью-Дели, что саммит Большой двадцатки подчеркивает риски, возникающие в мире, где роль международных институтов уменьшается.
"Мы знаем, что многосторонность несет в себе проблемы, сложности и порой вызывает досаду, — сказал он. — Но одно можно сказать с абсолютной уверенностью: многосторонний подход и многостороннее сотрудничество являются лучшей гарантией того, что нам удастся построить более предсказуемый, более безопасный, более стабильный и более процветающий мир".
Отсутствие Си является особенно серьезной проблемой в отношениях с Китаем, потому что в руках Си сосредоточены все рычаги контроля и он обладает большей властью, чем его непосредственные предшественники. По словам аналитиков, иностранные чиновники могут только догадываться, будут ли их послания услышаны наверху, если они не были доставлены непосредственно Си Цзиньпину.
"Учитывая, что всем командует Си, личные встречи между лидерами приобретают гораздо больше значения, поскольку так выше шансы того, что точка зрения правительств других стран дойдет до него", — сказала Сяо.