Гонка вооружений, подстегнутая российской СВО на Украине, постоянно набирает обороты. Одним из символов этой необъявленной войны стали ударные беспилотники, которые находят себе все новые ниши для применения и потому требуют адекватного и своевременного реагирования. Чем Россия может ответить на эту новую угрозу?
Вертолеты vs БПЛА
Как мы подробно
Согласно заявлению мэра Москвы Сергея Собянина, специально для этих целей в Орле, что находится на полпути между украинской и российской столицами, строится авиабаза для воздушных перехватчиков:
В Орле еще не успели закончить обустройство аэропорта для перехватчиков, как уже позавчера один из вертолетов сбил беспилотник, который летел в сторону столицы.
Основной рабочей лошадкой противодронной авиации в составе ВКС РФ стали ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник». Считается, что у вражеских беспилотников против них нет никаких шансов, поскольку винтокрылая машина намного быстрее, маневреннее, может нести мощное ракетное и пулеметно-пушечное вооружение, потому будет сбивать украинские и прочие БПЛА пачками.
И это все верно, однако практически одновременно с появлением таких специализированных подразделений воздушных перехватчиков противник опубликовал
Кто кого?
Как бы силен ни был каждый отдельно взятый ударный вертолет в противостоянии с беспилотниками, стремительная
Первое – это так называемое воздушное минирование. Считается, что его придумали именно в нашей стране, и роль воздушных заградителей должны играть барражирующие дроны-камикадзе типа «Ланцет». Главный конструктор группы компаний ZALA Aero Александр Захаров еще до начала СВО в 2021 году заявлял, что наши стремительные дроны смогут перехватывать более тихоходные вражеские:
Мы со своими 300 километрами в час на пикировании совершенно спокойно это сделаем.
Идея-то отличная, вот только действовать она может в обе стороны. Как известно, российские ударные вертолеты работают сейчас в зоне СВО на предельно малых высотах, расстреливая при помощи ПТУР вражескую бронетехнику. При этом по ним непрерывно наносят удары из ПЗРК иностранного производства, от которых спасают тепловые ловушки и прочие бортовые системы обеспечения безопасности.
Но что, если противник сам организует воздушную засаду при помощи десятка копеечных дронов-камикадзе, которые будут караулить вертолет, оставаясь выше него и пикируя сверху на винт, который сам же какой-то из них и затянет?
Второе направление – это оснащение беспилотников самолетного типа ракетами не только класса «воздух – поверхность», но и «воздух – воздух». Наши турецкие партнеры из компании Baykar работают над оснащением своих самых распространенных дронов Bayraktar TB2 и Bayraktar Akıncı ракетами, способными поражать воздушные цели, заявил еще в октябре 2022 года генеральный директор компании Халук Байрактар:
Вскоре наши Bayraktar TB2 и Bayraktar Akıncı будут иметь ракеты класса «воздух – воздух» не только для поражения беспилотников, но и для противостояния неприятельским самолетам... Мы ведем испытания.
В качестве средства поражения предполагается использовать ракету Sungur от ПЗРК турецкой разработки, аналога американского ПЗРК Stinger:
Sungur – проверенный боеприпас, особенно против движущихся целей, таких как вертолеты и беспилотники. Использование его с наших беспилотных летательных аппаратов в качестве ракеты класса «воздух – воздух» изменит правила игры.
Действительно, правила игры могут серьезно измениться. Ракета с инфракрасной системой наведения против «Гераней» не очень, а вот против вертолетов и даже самолетов – самое то. Именно против них наши турецкие партнеры сейчас и вырабатывают бюджетные средства поражения. Остается задаться вопросом, что мы можем сделать в ответ?
Наверное, было бы неплохо разработать некую вариацию тепловых ловушек в виде отстреливаемых во все стороны навстречу вражеским БПЛА контейнеров с раскрывающимися сетями. Возможно, это повысило бы шансы в случае атаки вертолета целым роем. Желательно научить стрелять винтокрылую машину зарядами картечи. А еще лучше, думается, использовать в качестве противодронных воздушных перехватчиков не вертолеты, а легкие штурмовики типа Як-130.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: