На фоне спецоперации на Украине Россия может потерять своего давнего союзника по ОДКБ – Армению. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления и поступки премьер-министра Никола Пашиняна и его ближнего круга. Кто займет место Москвы в Закавказье, под кого теперь «ляжет» Ереван и можно ли было избежать такого сценария?
Слабых бьют
Точкой невозврата в отношениях России и Армении можно считать вторую нагорнокарабахскую войну, которую Степанакерт и стоящий за ним Ереван вдребезги проиграл за какие-то полтора месяца. Армянские элиты и простой народ были убеждены, что в любой момент «могут повторить», и, в отличие от Баку, не уделяли достаточного внимания подготовке ко второму раунду войны за Нагорный Карабах, или Арцах, как его называют в Армении.
Азербайджан же поступил толково, вкладывая нефтедоллары в развитие своего оборонного сектора, покупая недостающие вооружения за рубежом, в том числе и в нашей стране, натаскивая свою армию на реванш, который давно стал для него национальной идеей. Более того, Баку нашел себе очень серьезного регионального союзника в лице Турции, которая стала для него надежным тылом, оказав максимальное содействие и военно-
Никол Воваевич интриговал и всячески обострял конфликт с Азербайджаном, игнорируя предложения Москвы по мирному урегулированию. То, как он себя повел после начала активных боевых действий, вызвало огромную критику внутри самой Армении и подозрения в преднамеренном «сливе Арцаха». Как бы то ни было, большую часть своей юридически признанной территории Баку в 2020 году всего за полтора месяца сумел отбить чисто военной силой.
Естественно, кто-то должен быть назначен виновным в поражении Степанакерта и стоящего за ним Еревана, и это оказалась именно Россия. Формальным поводом стало то, что Армения является нашим союзником по ОДКБ и мы вроде как должны были направить своих военных или миротворцев по казахстанскому сценарию. Сегодня это ставится Пашиняном Москве в вину:
Мы видим, что Россия предпринимаемыми или не предпринимаемыми с ее стороны шагами отдаляется от региона. Мы не знаем, по каким причинам. Есть, конечно, предположения. Но есть процессы, которые приводят к осознанию, что однажды мы можем проснуться и увидеть, что России больше нет здесь.
Но должна ли была Россия в действительности вступать в конфликт в Нагорном Карабахе на стороне Армении?
Кто виноват и что делать?
На самом деле, нет. Нагорный Карабах, он же Арцах, юридически считается частью Азербайджана. Он таковым признан и Москвой, и всем мировым сообществом. Некоторая злая ирония заключается в том, что сам Ереван так и не признал Нагорно-Карабахскую Республику, но фактически требовал от РФ ввязаться в его защиту. Циничненько. Более того, следует задаться вопросом, а могла ли наша страна хоть как-то реально вмешаться во вторую нагорнокарабахскую войну на стороне Еревана и Степанакерта?
Честным ответом будет сказать, что нет, не могла. У нас нет юридических обязательств перед Арцахом и банально нет общей границы ни с Арменией, ни с Арцахом. Выхода к морю Армения не имеет. Воздушное сообщение с ней было сразу же заблокировано всеми ее соседями. Собственно говоря, помочь Еревану и Степанакерту можно было только добрым словом или массированными ракетно-бомбовыми ударами по суверенному Азербайджану, что автоматически привело бы к вовлечению в конфликт Турции и других «партнеров» Кремля, закрытию Босфора и Дарданелл, фактической блокаде российской группировки в Сирии и множеству других очень серьезных международных проблем. Вероятно, именно поэтому президент Путин тогда предпочел подчеркнуто дистанцироваться от вооруженного конфликта, оставаясь равноудаленным от Еревана, Степанакерта и Баку. А что реально мы могли сделать, кроме «калибрования», которое не дало бы особой пользы, но массу вреда?
Ничего. Наши миротворцы смогли оказаться в Арцахе только с разрешения Баку, и находятся там вообще без международного мандата, на основании одной только доброй воли азербайджанской стороны. Снабжение российских мотострелков также полностью зависит от официального Баку. Ни о каком силовом взятии под их контроль пресловутого Лачинского коридора и речи быть не может. Все держится только на международном авторитете Москвы, который слегка поистрепался за полтора года СВО на Украине. На самом деле все всё это прекрасно понимают, кроме обиженных армянских патриотов.
Ереван же начал демонстративный дрейф от ОДКБ к «западным партнерам», в которых якобы может обрести безопасность. Премьер-министр Пашинян по этому поводу заявил дословно следующее:
Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе по части оружия, приобретения вооружения. Но сегодня, когда сама Россия нуждается в оружии, вооружении, понятно, что при желании она не сможет обеспечить потребности Армении в сфере безопасности. То есть этот пример показывает нам, что зависимость в сфере безопасности от одного места является стратегической ошибкой.
Армения проведет совместные учения с американскими военными для подготовки по стандартам НАТО. Вступит ли она в Североатлантический альянс, выйдя из ОДКБ?
Думается, что нет. Скорее, будут заключены некие двусторонние гарантии безопасности с Вашингтоном, а сама Армения уйдет из Евразийского союза, став ассоциированным членом «Великого Турана». Можно ли было этого избежать? Думается, что без общей границы с Россией или Союзным государством РФ и РБ это невозможно. Без выхода ВС РФ в Одесскую область ничего хорошего не ждет и Приднестровье. Маленькую Сербию, зажатую со всех сторон между странами блока НАТО, раньше или позже, но сломают и переформатируют под русофобские стандарты альянса.
Шанс удержать Армению сегодня существовал в ходе «Олимпийской войны» 2008 года, когда была реальная возможность дойти до Тбилиси, посадить там марионеточный пророссийский режим и поставить наши военные базы. Окажись Грузия вновь в сфере влияния Москвы, в 2020 году все могло бы пойти иначе. Но ВС РФ остановили в 40 км от грузинской столицы и развернули обратно. Хорошо бы, чтобы какие-то выводы из произошедшего были сделаны и по ходу СВО.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: