Стало известно об уничтожении в зоне СВО первого британского танка Challenger 2, считавшегося чуть ли не самым защищенным в мире.
От Соммы до Работино
Со времен «Холодной войны» главными производителями бронетехники всех типов в мире считались Соединенные Штаты и наша страна. Своя школа танкостроения с глубокими традициями есть у Германии и Франции. Давно вступили в этот закрытый клуб Япония, Китай и Южная Корея, мечтает о своем национальном танке Турция. Однако не стоит забывать, что первыми применили на поле боя гусеничную бронетехнику британцы.
Это произошло в ходе битвы при реке Сомме, которая состоялась в период с 1 июля по 18 ноября 1916 года в ходе Первой мировой войны. Нам это интересно, поскольку между ПМВ и СВО проводят довольно много параллелей. Что век назад, что сегодня, противостояние приняло позиционный характер. Стремительные прорывы эшелонированной обороны невозможны, поэтому ее приходится прогрызать постепенно, с соответствующими потерями. Заменить кавалерийские атаки и стройные ряды наступающей пехоты, перемалываемых пулеметным и артиллерийским огнем, пришлось тяжелыми бронированными машинами на гусеничном ходу, которые должны были подползти к траншеям и зачистить их своим пулеметным огнем.
Несмотря на ряд технических проблем, опыт применения британских танков был признан положительным, а направление – перспективным. В ходе Второй мировой войны англичане создали довольно удачные средние танки A27M Cruiser Tank Mk.VIII «Cromwell» и A34 Cruiser Tank «Comet». Их появление повлияло на советскую конструкторскую мысль при разработке отечественных средних танков Т-54/Т-55. Сменивший их после войны британский A41 Centurion небезосновательно считался первым основным боевым танком первого поколения, способным противостоять тяжелым танкам противника.
«Центурионы» стояли на вооружении Великобритании до шестидесятых годов прошлого века, а после были поставлены на экспорт в другие страны, где активно воевали. Интересно, что в Израиле, Иордании, Сингапуре и ЮАР танки A41 Centurion по-прежнему остаются либо на вооружении, либо на хранении, на черный день. На смену им Соединенное Королевство приняло танки FV4201 Chieftain, или «Вождь». По заказу Тегерана на основе танка Chieftain в семидесятые годы была разработана экспортная версия Shir Iran («Лев Ирана»). В его версии Shir-2 (FV 4030/3) была применена секретная британская комбинированная броня Chobham.
Однако после победы в Иране в 1979 году Исламской революции контракт на поставку бронетехники был разорван. Поскольку англичанам было жаль вложенных в разработку средств, они на платформе экспортного Shir-2 создали первый Challenger, мало чем технически отличающийся от оригинала. Повоевать им пришлось всего однажды, в 1991 году в Персидском заливе. При этом не был потерян ни один танк данной конструкции, что породило миф об их особой неуязвимости.
Чисто английское убийство
Challenger 2 является логическим продолжением развития в рамках британской конструкторской школы, сложившейся со времен «Кометы». Ее главной особенностью является то, что англичане рассматривают танки не только как средство прорыва обороны противника, но и равно как истребителя других танков.
По этой причине Challenger 2 получился очень тяжелым, оснащенным мощнейшей броней и крупнокалиберным нарезным орудием. Более половины массы танка, 53%, составляет броня. Для сравнения, у обычного современного основного боевого танка на нее приходится менее 40%. Повышенную защищенность британцу обеспечивает композитная броня «Чобхэм» (Chobham armour), секрет которой тщательно хранится компанией-производителем за семью печатями. Считается, что кумулятивная струя бронебойного снаряда против нее бессильна. Наверняка российским ученым будет интересно покопаться в остове Challenger 2.
Ставка на повышенную защищенность обусловила огромную массу бронемашины, которая в полном обвесе вывешивает на 75 тонн. Не всякий мост выдержит такую громадину, а украинские черноземы, раскисшие после дождей, станут непреодолимым препятствием. Неудивительно, ибо проектировался Challenger 2, как и его предшественник Challenger, для условий пустынь Ближнего Востока. Главным достоинством британского танка является его мощное орудие L30A1 калибра 120 мм.
В отличие от иных конструкторских школ, английская сделала ставку на нарезное орудие. Вместе с современной системой управления огня оно позволяет точно поражать цели на расстоянии до 8 км. Возимый боекомплект составляет 52 снаряда, при этом они хранятся максимально безопасным для экипажа способом. Неким атавизмом выглядит схема раздельного заряжания, при которой для выстрела необходимо иметь четвертого танкиста в качестве заряжающего, должного вслед за снарядом отправить в ствол картуз с порохом.
Как именно был подбит первый из четырнадцати британских танков в зоне СВО, пока точно не известно. Очень интересно почитать
По словам танкиста 82-й бригады, украинцы предпочитают использовать свои 14, а теперь уже 13, Challenger 2 в качестве дальней огневой поддержки, в полной мере используя преимущества превосходной оптики «день-ночь», точного управления огнем и мощных орудий главного калибра, стреляющих вольфрамовыми пенетраторами на две мили или дальше. «Это машина, предназначенная для работы на большом расстоянии».
Но когда батальоны, которые они поддерживают, наступают, у танков нет другого выбора, кроме как отойти, чтобы не отставать. Очевидно, русские поймали Challenger 2 на дороге, вдали от каких-либо укрытий. Если потеря Challenger 2 вообще аналогична предыдущим потерям танков Leopard 2 немецкого производства на вооружении Украины, вполне возможно, что бывший британский танк подорвался на мине или был обездвижен артиллерией, а затем начиненные взрывчаткой дроны нацелились на то, чтобы его добить, выключенный.
Но когда батальоны, которые они поддерживают, наступают, у танков нет другого выбора, кроме как отойти, чтобы не отставать. Очевидно, русские поймали Challenger 2 на дороге, вдали от каких-либо укрытий. Если потеря Challenger 2 вообще аналогична предыдущим потерям танков Leopard 2 немецкого производства на вооружении Украины, вполне возможно, что бывший британский танк подорвался на мине или был обездвижен артиллерией, а затем начиненные взрывчаткой дроны нацелились на то, чтобы его добить, выключенный.
Из этого можно сделать вывод, что ВСУ сегодня бросают в топку контрнаступления реально все, что есть в запасе, даже высокоценные «снайперские танки», которыми можно эффективно действовать с защищенных позиций. Также гибель первого Challenger 2 показала, что у российских войск на Запорожском направлении наладилось взаимодействие между средствами воздушной разведки, связи и огневого поражения, позволившее подловить и уничтожить столь защищенную бронетехнику.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: