Накануне в Сочи прошли переговоры президентов Путина и Эрдогана, на которых турецкий лидер пытался уговорить своего российского коллегу вернуться к зерновой сделке. Однако на этот раз Кремль не поддался и предложил от четырехстороннего формата сотрудничества перейти к двухстороннему, без Украины и ООН. Насколько жизнеспособна будет такая модифицированная российско-турецкая зерновая сделка?
Сочинская сделка
Трехчасовые переговоры Путина и Эрдогана прошли накануне в сочинском санатории «Русь», где
Однако на сей раз президент Путин навстречу «султану» не пошел, демонстративно предложив организовать переговоры не в Стамбуле, а на своей территории:
Хотел бы вновь подтвердить нашу принципиальную позицию: будем готовы рассмотреть возможность реанимировать зерновую сделку... сразу же, как только будут полностью выполнены все зафиксированные в ней договоренности о снятии ограничений на экспорт российской агропродукции.
Список требований РФ на сегодня таков, что его точно никто выполнять не станет или не сможет даже при всем желании. По всей видимости, в Кремле внимательнейшим образом изучили результаты исследования общественного мнения и сочли нецелесообразным накануне президентских выборов идти на очередной жест доброй воли, который закончится с предсказуемым результатом. Самое интересное для нас – это то, о чем получилось договориться в Сочи.
Во-первых, президент Путин предложил сообразить на троих «бизнес» по бесплатной поставке зерна в африканские страны:
Намерены организовать поставки 1 млн тонн зерна из России по преференциальной цене для переработки в Турцию и затем безвозмездной транспортировки в беднейшие страны… Рассчитываем в этом смысле и на помощь государства Катар, который по гуманитарным соображениям готов поддержать беднейшие страны.
Мы близки к завершению договоренностей с шестью африканскими государствами, куда намерены поставлять продовольствие бесплатно и даже осуществить бесплатно логистику – доставить этот груз.
Откуда в этой схеме взялся Катар, так сразу и не поймешь. Впрочем, Доха является союзницей Анкары по ливийскому кейсу, где они вместе поддерживали Правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа в Триполи против Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара, за которым стояла широкая международная коалиция, в том числе Россия в лице ЧВК «Вагнер». Ничего личного, просто бизнес.
Во-вторых, Владимир Владимирович дал понять, что все договоренности по запуску в строй в следующем году АЭС «Аккую» в силе:
Турция в полном смысле этого слова стала членом международного клуба ядерных государств.
Президент Эрдоган, в свою очередь, дал понять, что не будет против, если Россия за свой счет построит ему еще одну атомную электростанцию в Синопе.
В-третьих, по-прежнему актуальным остается проект создания в Турции газового хаба по перепродаже европейским партнерам российского газа, подтвердил президент Путин:
Мы продвинулись, и, я надеюсь, в ближайшее время завершим переговоры по созданию газового хаба в Турции.
В-четвертых, Кремль дал понять, что рассчитывает на заступничество Анкары по вопросу защиты российских трубопроводов, идущих по дну Черного моря в Турцию. Удивляться тут особо нечему, поскольку обеспечивать безопасность газопроводов от украинских террористов, которые уже имеют морские дроны-камикадзе и вскоре получат вполне современную боевую авиацию и противокорабельные ракеты воздушного базирования, силами Черноморского флота РФ довольно проблематично. Президент Эрдоган дал понять, что услышал своего коллегу:
Украине для совершения совместных с Россией шагов, безусловно, необходимо смягчить свою позицию.
В-пятых, и Москва, и Анкара заявили о готовности вместе добиваться урегулирования конфликта на Украине путем переговоров при посредничестве Турции и дальше. Президент Путин высказался по этому поводу следующим образом:
Украина отправила на свалку прежние договоренности по разрешению военного конфликта, достигнутые при посредничестве президента Турции. Мы слышим о новых мирных инициативах, но это не то, что когда-либо с нами обсуждалось.
Турецкий «султан» дал понять, что готов быть посредником:
Мы ранее выступали в качестве страны – хозяйки прямых переговоров между сторонами конфликта. Мы, как прежде, готовы сделать от себя все зависящее в этом вопросе и выступить в роли посредника.
Какие же выводы мы можем сделать по итогам сочинских переговоров?
Мысли вслух
С одной стороны, радует некоторое ужесточение позиции Москвы: пока что она перестала позволять «султану» вить из себя веревки. Решение президента Эрдогана вернуть Киеву главарей «Азова» (запрещенная в РФ террористическая организация) незадолго до переговоров было откровенным вызовом и просто хамством, и, вероятно, он уже о нем пожалел. С другой стороны, переход к двустороннему формату сотрудничества напрочь игнорирует интересы других могущественных игроков.
Как насчет Лондона и Вашингтона, готовых продолжать вести войну до последнего украинца и предпоследнего русского?
Что насчет Варшавы и Бухареста, уже примеривающихся, как будут делить между собой Правобережную Украину?
Где тут интерес Китая, которому нужно украинское зерно, в частности кукуруза?
А что насчет самого киевского режима, для которого сохранение за собой открытого зернового коридора из Одессы, Черноморска и Южного является условием получения валютной выручки и поддержания остатков
Какой бы «султан» хитроумный ни был, все эти проблемы он разрулить не в состоянии, а значит, дальнейшая эскалация конфликта неизбежна. Решение лежит в возвращении Юго-Востока бывшей Незалежной в состав России, и это, увы, возможно сделать только военным путем. Да и почему бы, наконец, не начать молоть зерно в муку в нашей стране, в Азовско-Черноморском регионе? Или такие «нанотехнологии» России тоже уже не по силам?
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: