Основные сейчас технологии генной инженерии строятся на включении в молекулу наследственной информации дополнительных элементов, обеспечивающих выработку нужных белков. Но используемые для вставки средства порою повреждают другие гены, а то и вводят в молекулу нечто лишнее. В две тысячи двенадцатом году Нобелевская премия присуждена за противоположный способ – несравненно надёжнее.
Биологи Российской Федерации впервые получили кролика с удалённым геном, ответственным за нежелательный в зоотехнике вариант обмена липидов – соединений на основе жиров. Крольчиха по кличке Родная уже при рождении была раза в полтора тяжелее нормы, да и накапливает вес куда быстрее сородичей. Вдобавок её жир содержит куда больше полиненасыщенных кислот, обычных для растительных масел и не вызывающих расстройств вроде атеросклероза.
Открытым текстом полагаю: такие кролики несомненно полезнее, а скорее всего и вкуснее прочих, но дело не в кроликах. Главное, что вычёркивание лишних генов куда надёжнее вписывания недостающих, имеет куда меньше побочных эффектов. Поэтому так создавать организмы с нужными свойствами существенно проще и быстрее. Правда, таким способом не любое свойство достижимо. Ведь далеко не всегда нужные особенности организма просто заблокированы и можно их раскрыть, убрав препятствия.
Поэтому в обозримом будущем останутся востребованы оба приёма генной инженерии, так что большинству селекционеров придётся, как и тысячелетия подряд, отбирать из множества пробных вариантов наиболее подходящий. Но расширение набора инструментов полезно всегда. Если хотя бы малая доля нужных нам генов уже содержится в организме, а не вносится извне, общий объём работы резко сократится. Открытым текстом уверен: по мере изучения генных наборов нужных нам организмов метод вычёркивания будет всё более востребован.