На форуме «Армия-2023» Северное проектно-конструкторское бюро представило обновлённый многоцелевой фрегат проекта 11356. Корабль получил более современное вооружение и заметно преобразился в лучшую сторону. В отраслевых телеграм-каналах рассуждают о том, что модернизированный российский фрегат может серийно производиться на калининградском «Янтаре». Все вместе это создает определенную судостроительную интригу.
Обновленный. Наш
Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» представляют собой корабли 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением, способные действовать в ближней, дальней морской и океанской зонах. Их основным предназначением является борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника. В составе Черноморского флота на данный момент их имеется три штуки - «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», хотя эта «адмиральская» серия изначально должна была составить шесть единиц. Что же пошло не так?
А случилось вот что. Разработка перспективного фрегата 1-го ранга проекта 22350 столкнулась с большими
Большим плюсом такого компромиссного решения стало то, что «Буревестник» основывался на базе экспортного проекта фрегата для ВМС Индии проекта 11356 типа «Тальвар», а тот, в свою очередь, являлся развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей». Имелась вся компонентная база, за исключением главного – отечественной силовой установки, что в конечном итоге и сыграло роковую роль в судьбе «адмиральской» серии.
Как на фрегатах проекта 22350, так и на фрегатах проекта 11356 изначально устанавливались украинские двигатели производства «Зоря – Машпроект», что в Николаеве. После Майдана в 2014 году Киев отказался поставлять свои силовые установки в Россию, сорвав нам все сроки по программе перевооружения ВМФ РФ. По перспективному проекту 22350 отечественным специалистам за несколько лет удалось произвести импортозамещение, а вот с проектом 11356 все оказалось сложнее.
До Майдана Россия успела получить силовые установки только для трех из шести фрегатов 2-го ранга - «Адмирала Григоровича», «Адмирала Эссена» и «Адмирала Макарова», а вот «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» остались без своего «железного сердца». Рассматривался вариант с адаптацией под них газовых турбин от НПО «Сатурн», но выяснилось, что корабли придется очень серьезно внутренне перестраивать. Производить импортозамещение двигателей с нуля ради всего трех фрегатов 2-го ранга также сочли нецелесообразным.
Решение по «Буревестникам» вновь было найдено компромиссное. Недостроенных «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Истомина» продали Индии, которая, в свою очередь, договорилась непосредственно с Украиной о закупке для них подсанкционных двигателей. Судьба последнего фрегата в серии, «Адмирала Корнилова», находится в подвешенном состоянии. В 2019 году был заключен контракт с Goa Shipyard Limited (GSL) на строительство там для ВМС Индии двух следующих фрегатов проекта 11356 по российской лицензии с частичной передачей технологий.
Интрига
А теперь вот Северное ПКБ представило макет обновленного «Буревестника». Специалисты разглядели на нем ЗАК «Палаш», усиливающий его ПВО, ТА ПТЗ «Пакет-НК», расширяющий возможности по борьбе с субмаринами, а также более совершенное радиоэлектронное вооружение. Получился такой очень симпатичный и относительно недорогой многоцелевой фрегат 2-го ранга. Возникает справедливый вопрос, с какими конкретно силовыми установками должны спускаться на воду эти корабли?
Дело в том, что на фоне российской СВО предприятие «Зоря – «Машпроект» и так находилось в предбанкротном состоянии, а после ракетных ударов по нему эффективно участвовать в трехсторонних схемах по поставкам двигателей для Нью-Дели не может. К слову, интересно, что об этом думают наши индийские партнеры? В сухом остатке получается, что продолжение серии 11356 возможно лишь в трех случаях.
Первый – это проведение работ по импортозамещению силовой установки для фрегатов 2-го ранга в России. Второй предполагает серьезное внутреннее перепроектирование фрегатов проекта 11356 под двигатели от НПО «Сатурн». Возможно, это и было сделано Северным ПКБ. Третий – это возвращение Николаева в родную гавань и восстановление разрушенных предприятий и промышленной кооперации. Вопрос далеко не праздный, поскольку очень многие российские корабли используют украинские двигатели и нуждаются в ремонте и техническом обслуживании.
Дискуссионным также является вопрос, пригодились бы обновленные фрегаты 2-го ранга ВМФ РФ, или же ставку стоит сделать только на проект 22350/22350М, отправляя 11356 на экспорт.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: