Вопрос противодействия деструктивным религиозным течениям становится все более актуальным. В Управлении по делам религий города Алматы рассказали о течении «сулейманджи» и чем опасна деятельность соответствующих организаций.
В начале текущего года пресс-служба департамента полиции города Алматы
В одном из выпусков на канале Nartay Aralbayuli в известном видеохостинге представитель Ассоциации благотворительных учреждений «Жибек Жолы» Ашабай Медетов подробно рассказал о течении сулейманджистов, а также ответил на вопрос, касающийся отношения его организации к их религиозным уставам.
Стоит разобраться, что представляет собой течение «сулейманджи» и почему правоохранительные органы уделяют большое внимание контролю за деятельностью его последователей. «Сулейманджи» – это религиозная организация, образованная в Турции в 1957 году. На сегодняшний день в мире насчитывается около 2 тысяч учебных заведений и так называемых «благотворительных пансионатов», принадлежащих сулейманджистам.
В Управлении по делам религий города Алматы рассказали, что основателем «сулейманджи» является Сулейман Хильми Тунахан (1888–1959) – османский и турецкий алим, шейх тариката Накшбандийя. Религиозное течение «сулейманджи» появилось в Казахстане в начале 90-х годов, о количестве их реальных сторонников в настоящее время неизвестно. По религиозным убеждениям течение «сулейманджи» близко к суфийскому учению. Как и в суфизме, у них имеется понятие «рабита», то есть воображение учителя (Сулеймана Хильми Тунахана), оно предполагает вступление в транс и поклонение его фотографии.
Во время религиозных обрядов используются гипноз, самовнушение, транс, в рамках которых как бы ментально устанавливается духовная связь с Сулейманом Хильми Тунахан. Его представляют как сакрального посредника между Аллахом и человеком.
Как сообщили в Духовном управлении мусульман Казахстана, после того, как Сулейман Хильми Тунахан умер в 1959 году, его путь продолжили ученики, и их стали называть «сулейманджи». В статье, опубликованной 1 ноября 1978 года в турецкой газете «Дюнья», «сулейманджи» упоминаются как секта, которая противостояла турецкому муфтию, называя его официальное духовенство «армией сатаны».
Сулейманджисты в 80-х годах прошлого века тайно и активно проповедовали свое учение среди членов «Партии справедливости», имеющей политическую власть в Турции, чтобы заручиться их поддержкой. До государственного переворота 1980 года в Турции лидер течения Кемаль Качар (зять Сулеймана Тунахана) был депутатом парламента от «Партии справедливости». Также в турецких СМИ отмечается, что конечной целью сулейманджистов было увеличение числа своих сторонников и создание теократического государства вместо светской республики.
С 2000 года сулейманджистов возглавлял Ахмед Ариф Денизолгун, племянник Сулеймана Хильми Тунахана, а с 2016 года ими руководит Алихан Куриш (правнук Сулеймана Тунахана и племянник Денизолгуна). Последователи «сулейманджи» утверждают, что их основная цель – это обучение религиозной грамотности молодежи, благотворительность и оказание помощи малообеспеченным семьям.
Стоит обратить внимание на то, что в Турции на них зарегистрировано множество детских садов, частных школ, больниц, туристических и паломнических компаний, торговых организаций, типографий. При этом в Турции в отношении членов организации возбуждались уголовные дела за мошенничество.
Сулейманджисты читают только те книги, которые были изданы в их типографии. Воспитанников направляют на обучение на спецкурс в Турции (самамуль) для повышения квалификации. Окончив данный курс, студент становится «педагогом» и получает разрешение на занятия воспитательной работой. Также они проводят пятничные молитвы вне мечети в отдельных зданиях, где читают пятикратные намазы только по своему расписанию.
В Управлении по делам религий города Алматы предупреждают, что цель данной религиозной организации, как и любой другой нетрадиционной структуры, может иметь деструктивный характер. А, как известно, деятельность деструктивных религиозных организаций зачастую пагубно влияет на воспитание подрастающего поколения и стабильность в гражданском обществе. Основная целевая аудитория сулейманджистов – это подростки школьного возраста и студенты. Поэтому необходимо контролировать, откуда дети и молодежь получают информацию на тему религии и у кого обучаются. Неосмотрительности в данном вопросе ни в коем случае быть не должно, ведь от этого может зависеть не только будущее детей, но и стабильность в нашем государстве.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Анастасия Мещерякова
Читайте нас: