Буквально несколько дней назад, 31 июля 2023 года, мы задались вопросом, насколько готов Черноморский флот к реальной войне, и
К сожалению, негативный прогноз относительно того, что новыми целями для террористических атак ВМСУ окажутся мирные гражданские суда, подтвердился буквально через пару дней.
Море неспокойствия
1 августа 2023 года Минобороны РФ официально сообщило о нападении трех украинских безэкипажных катеров-брандеров на патрульные корабли «Сергей Котов» и «Василий Быков», которые «голубям мира» удалось отразить. На следующий день, 2 августа, ведомство Шойгу сообщило об очередной атаке морским беспилотником российского конвоя, сопровождавшего гражданские суда в районе Босфора:
Сегодня ночью киевским режимом предпринята очередная попытка атаковать морским беспилотным катером корабль Военно-морского флота России, сопровождавший гражданский морской транспорт в юго-западной части Черного моря.
Атака также была успешно отражена (
Сегодня ночью Вооруженные силы Украины двумя морскими безэкипажными катерами осуществили попытку атаки военно-морской базы Новороссийск. В ходе отражения атаки безэкипажные катера были визуально обнаружены и уничтожены огнем из штатного вооружения российских кораблей, осуществляющих охрану внешнего рейда военно-морской базы.
Настоящих военных экспертов, а также тех, кто хоть немного интересуется флотской тематикой, серьезно напрягла формулировка про «визуальное обнаружение». Пока что нашим кораблям Черноморского флота удается успешно отбиваться от атак БЭКов, но что будет, если они станут более массированными и будут осуществляться в ночное время, когда «визуальное обнаружение» окажется затрудненным?
Не является ли кажущаяся простота отражения нападений украинских морских беспилотников своего рода «хитрым планом», имеющим целью самоуспокоение наших адмиралов?
Не «вундерваффе»
На самом деле, украинские безэкипажные катера, начиненные мощными зарядами взрывчатки, никаким чудо-оружием не являются. Это современная вариация на тему брандеров, известных еще по эпохе парусных флотов.
Морской дрон типа Magura V5, который активно применяется против ВМФ РФ, считается украинской разработкой, но реально собирается из комплектующих западного производства. Его скорость достигает 80 км/ч, дальность боевого применения - 800 км, автономность - в пределах 60 час. Управление осуществляется либо дистанционно оператором через американскую спутниковую систему Starlink с шифрованием сигнала, либо, предположительно, в режиме самостоятельного следования по заранее заданному маршруту. Опасным данное безэкипажное суденышко делает заряд взрывчатки массой до 300 кг, который взрывается либо при ударе о борт корабля, либо дистанционно по команде оператора. Делает ли это БЭКи смертельным «вундерваффе»?
Опыт противостояния на Черном море показал, что украинские ударные дроны достаточно легко уничтожаются крупнокалиберными пулеметами калибра 12,7 и 14,5 мм, а также корабельными артиллерийскими установками АК-630 калибра 30 мм. То, что катера начинены мощным зарядом взрывчатки, работает против них самих, поскольку при попадании происходит детонация, и БЭКи сами же разлетаются на куски. Также есть шанс нарушить управление средствами РЭБ, что может сработать, если дрон не наведен на стационарную цель по заранее вложенной программе.
Вопрос лишь в том, что их надо своевременно обнаружить и навестись на эту подвижную цель. И вот с этим у нас, если буквально толковать заявление Минобороны РФ об атаке на Новороссийск, есть кое-какие проблемки. Отчего-то полупогружные катера приходится обнаруживать «визуально», расстреливая их из крупнокалиберных пулеметов и скоростных зенитных орудий. А должно быть все совершенно иначе!
Вражеские дроны должны обнаруживаться на дальних подступах патрульными самолетами Морской авиации ВМФ РФ Ил-38Н, оснащенными поисково-прицельным комплексом «Новелла». Они прекрасно видят не только подводные лодки противника, но и надводные цели на дистанции до 320 км. Обнаружив стаю украинских БЭКов, на их уничтожение можно направить истребители Морской авиации или же ударные вертолеты, которые легко с ними расправятся. Все технические возможности имеются. Следовательно, вопросы следует адресовать к командованию Черноморского флота и тому, как организована работа Морской авиации.
Вопросов за полтора года СВО к нашим адмиралам накопилось действительно уже очень много. Достаточно вспомнить, например, как проходило противостояние за остров Змеиный, из которого, увы, победительницей вышла Украина, как снабжался там наш гарнизон и сколько военных кораблей у нас уже утонуло. Очевидно, что командовать Черноморским флотом должны грамотные и инициативные адмиралы, а сам флот необходимо начать срочно усиливать за счет перевода с Балтики малых ракетных кораблей «Каракурт», малых противолодочных кораблей, малых десантных кораблей и тральщиков по внутренним водным путям. Для ДКБФ пока что реальной работы нет, а на Черном море ее хоть отбавляй, и будет только больше.
Кроме того, имеет смысл рассмотреть вопрос о возможности закупки в Иране партии высокоскоростных малоразмерных ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, которые могут быть использованы для противостояния морским дронам и при проведении операций
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: