В планах Турецкой Республики – увеличение экспорта военной продукции с 4,4 млрд. долл. в 2022 году до 6 млрд. долл. (более чем на треть), сообщил президент Турции Реджеп Эрдоган в обращении к участникам проходившей с 25 по 28 июля Международной выставки оборонной промышленности 2023 (IDEF’23): «…мы уже достигли рекордного уровня экспорта в 2,3 миллиарда долларов в первой половине года». Резкий рост экспорта оборонной продукции приходится в основном на аэрокосмическую отрасль и на беспилотники, используемые более чем в трёх десятках государств.
Напомним, одним из знаковых событий
В то время как Эр-Рияд сделал выбор в пользу «высокогорных» беспилотников Akinci, многих других покупателей интересуют менее крупные и не столь дорогие машины Bayraktar TB2, использовавшиеся Киевом (с неочевидным успехом) в противостоянии российской армии, а в 2020 году – Азербайджаном в ходе 44-дневной войны против Нагорного Карабаха. Производство БПЛА Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci планируется развернуть на Украине в 2025 году на местном дочернем предприятии турецкой компании ООО «Авиа венчурс»,
Помимо Украины, Польши, Румынии, Венгрии, Албании, Катара и нескольких африканских государств, среди которых Нигерия и Нигер (где недавно случился столь встревоживший Запад военный переворот), в 2021 году «Байркатары» приобрели
Впервые IDEF провели в 1993 году, и с тех пор она проходит раз в два года под эгидой турецкого военного ведомства в выставочном центре Tuyap. Согласно веб-сайту выставки, это крупнейшее собрание представителей оборонной промышленности в Турции и четвёртое по величине в мире. В прошлый раз, в 2021 году, в мероприятии приняли участие более тысячи компаний из 53 стран.
Открывая IDEF’23, Эрдоган
По словам Эрдогана, турецким ВПК реализуется 850 различных проектов. В частности, государственная компания Aselsan представит мобильные лазерные системы, а также новую зенитно-ракетную систему, предназначенную для противодействия угрозам ударных беспилотных летательных аппаратов, боевых самолетов и вертолетов, противокорабельных и крылатых ракет.
Не забыл Эрдоган покритиковать «международное эмбарго и ограничения на поставки оружия», несмотря на которые его страна продолжит «решительно работать над развитием своей оборонной промышленности». Отмена эмбарго и ограничений на продажу оружия (Соединёнными Штатами, Канадой, Нидерландами и некоторыми другими участниками НАТО) используется опытным политиком в качестве рычага давления в вопросе приёма в ряды альянса Швеции, а ранее – Финляндии. Администрация Байдена заявляет о поддержке продажи туркам F-16 и комплектов для их модернизации,
Военно-промышленный комплекс Турции демонстрирует впечатляющие успехи,
Среди важных достижений только недавних лет – выход на взлётную полосу первого национального истребителя KAAN вырулил на взлётную полосу, первый полёт реактивного сверхзвукового палубного малозаметного беспилотника Bayraktar KIZILELMA. Поднялся в воздух HÜRJET, первый национальный реактивный учебно-тренировочный и лёгкий боевой самолёт самолет разработки Turkish Aerospace Industries. В прошлом году вышел в море первый национальный разведывательный корабль TCG UFUK, а в апреле года нынешнего в присутствии Эрдогана спущен на воду многоцелевой универсальный десантный корабль TCG Anadolu, который может быть переконфигурирован под лёгкий авианосец.
В 2021 г. спущен на воду первый национальный фрегат ISTANBUL, поступила на вооружение первая национальная противокорабельная ракета ATMACA, а также вышеупомянутый тяжёлый БПЛА AKINCI, с борта которого недавно была выпущена крылатая ракета ÇAKIR. Два года назад было начато серийное производство первого национального вооруженного беспилотного катера ULAQ, поставлена первая национальная торпеда тяжелого класса AKYA, а в прошлом году войска ПВО получили систему средней дальности HİSAR, поставлен первый национальный турбореактивный ракетный двигатель KTJ3200 - 2022 г. Из космических достижений – запуск в минувшем апреле с площадки базы ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии турецких спутников дистанционного зондирования Земли İMECE, KILIÇSAT, PLAN-S и CONNECTA T2.1. На корабли начала устанавливаться система противовоздушной обороны ближнего действия GÖKDENİZ, поставлена система радиоэлектронной борьбы типа MERTER Ridge. Для завершения испытаний переданы танки ALTAY, а беспилотник-«невидимка» ANKA-3 впервые выехал на взлетную полосу. Впервые поднялся в воздух вертолет GÖKBEY с двигателем турецкой разработки, а также ударный вертолет тяжёлого класса АТАК-2. Армией получены первые F-16, авионика которых была модернизирована компанией ASELSAN в рамках проекта ÖZGÜR и др.
Среди объективных трудностей турецких оборонщиков – отсутствие собственных двигателей (которое частично предполагается восполнить за счёт остаточных возможностей предприятий Украины), а также зависимость от поставок электроники, композитных материалов, программного обеспечения, компонентов систем радиоэлектронной борьбы и т. д. Не приходится сомневаться в том, что зависимость ВПК Турции от «смежников» в США и Европе будет использоваться коллективным Западом в качестве рычага геополитического давления на Анкару, и не в последнюю очередь – в «русском вопросе». Сотрудничество с Западом будет носить долговременный и стратегически важный для Турции характер, в то время как «дружба» с Россией носит ситуационный и тактический характер,
Не приходится сомневаться, что действующее турецкое руководство, невзирая на имеющиеся трудности, будет всеми возможными способами стремиться войти в число игроков «первого эшелона» мирового оружейного рынка, к которым можно отнести Россию, США, Францию, отчасти Китай, что может придать «соревновательному соперничеству» России и Турции новую (и не факт, что позитивную) динамику.
Читайте нас: