27–28 июля в Санкт-Петербурге прошел
В частности, большое внимание уделено сотрудничеству в сфере агропромышленного комплекса. Ранее этому направлению практически не уделялось внимания. Так, во времена СССР на промышленную продукцию приходилось 75–78% советских поставок Африке, а на сельскохозяйственные товары – 5–6%. И это при том, что в сельском хозяйстве была занята (и сегодня занята) большая часть африканского населения.
Больше того, в декларации говорится не только о
Новые направления появились и в политической части декларации. В ней говорится о сотрудничестве в сфере международного уголовного законодательства. Это направление практически отсутствовало во времена СССР.
Конкретно декларируется намерение совместно "добиваться компенсации ущерба от колониальной политики, а также содействовать возвращению культурных ценностей".
Заметим, что России всегда поддерживала законные требования африканских народов о возмещении ущерба за годы колонизации. В то же время и у Москвы появились свои компенсационные требования, связанные с колониализмом.
В 2019 году Следственный комитет РФ возобновил расследование нацистских преступлений в годы Великой Отечественной войны. Особенностью этого расследования является то, что оно осуществляется в отношении злодеяний не только германских нацистов, но и их союзников. После окончания Второй мировой войны СССР предъявил репарационные претензии в основном только к Германии. Причем и они не были полностью выплачены. Расследование Следственного комитета РФ позволяет ставить вопрос о выплате репараций всеми участниками гитлеровской коалиции. В этом списке – все страны современного Евросоюза.
Важная деталь: в странах Африки распространено мнение, что политика Третьего рейха являлась продолжением колониальной политики Запада. Соответственно преступления против граждан СССР также считаются составной частью западного колониализма. В этой ситуации правопреемница Советского Союза вправе рассчитывать на поддержку Африканским союзом своих репарационных требований.
Еще один важный пункт декларации саммита: прописано намерение совместно добиться возврата активов, арестованных в результате санкционной политики Запада.
После начала СВО на Украине западные страны заблокировали валютные резервы российского Центробанка на сумму $300 млрд активов. Аналогичная ситуация возникла и у ряда африканских стран.
В 2021–2023 годах Франция ввела санкции против Мали, Гвинеи, Буркина-Фасо и Нигера. Четыре африканские страны входили в Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС). Формирование этого объединения началось в 1959 году, когда страны Западной Африки являлись французскими колониями. Его сохранение было одним из условий предоставления формальной независимости. В рамках ЭКОВАС был создан центробанк, золотовалютные резервы которого хранились в Банке Франции. В свою очередь, французский Центробанк эмитировал валюту сообщества под названием западноафриканский франк.
После того как правительства Мали, Гвинеи, Буркина-Фасо, Нигера выступили за проведение независимой экономической политики, Париж арестовал их доли в общих активах ЭКОВАС. Фактически четыре страны оказались одномоментно лишены не только золота, но и валюты. Декларация предполагает, что Россия и африканские страны могут арестовать все активы западных стран, которые арестовали золотовалютные резервы участников саммита. Из числа арестованных активов они должны возместить собственные потери. Чтобы легализировать эту компенсационную схему, необходим международный суд.
В 2008 году страны Африканского союза подписали соглашение о создании Африканского суда справедливости и прав человека. Предполагалось, что этот орган сможет рассматривать компенсационные претензии жителей Африки к Западу. Однако до сих пор соглашение о создании суда не вступило в силу. Причина в том, что для взыскания средств с Запада необходима более широкая международная поддержка.
После начала СВО на Украине Следственный комитет РФ выступил с инициативой о создании международного суда с участием стран, не зависящих от Запада. Россия, как основоположница ООН, вправе заниматься формированием подобного судебного органа. В то же время российская инициатива для успешной реализации нуждается в широкой международной поддержке. Такую поддержку могут оказать страны Африки. В этой ситуации есть смысл объединить обе инициативы – российскую и африканскую.
И последнее. На Западе явно обеспокоены итогами саммита. Поэтому поспешили объявить его "провальным". Западные СМИ акцентируют внимание на том, что декларацию поддержали только 17 африканских лидеров. Именно столько президентов приехало на саммит в России. При этом умудрились "не заметить" 10 премьер-министров, представляющих страны с парламентской и парламентско-президентской формами правления. Наконец, главное – документ поддержал глава Африканского союза, объединяющего все страны Африки.
Юрий Городненко
Читайте нас: