Специальная военная операция на Украине стала тяжелым испытанием для российской армии, выявив, к сожалению, немалое количество ее проблем. В настоящее время наши Сухопутные войска уже прошли большой пусть по повышению своей реальной боеспособности, превращаясь из «парадной» армии мирного времени в настоящую, умеющую противостоять самому грозному противнику. Но что насчет российского военно-морского флота?
Вызовы времени
Так уж исторически сложилось, что в «великой континентальной державе» России флот всегда был на последнем месте по приоритетам после сухопутной армии и авиации. После распада СССР, когда вполне современные боевые корабли шли на иголки или продавались за рубеж, этот дисбаланс только усилился.
Имевшиеся в ВМФ РФ проблемы были усугублены, когда после событий 2014 года Украина поставила подножку российской кораблестроительной программе, отказавшись поставлять силовые установки для новых фрегатов. Это фактически поставило крест на продолжении строительства фрегатов проекта 11356 и очень сильно сдвинуло вправо сроки спуска на воду фрегатов проекта 22350/22350М, которые должны будут стать основными «рабочими лошадками» ВМФ РФ в дальней морской и океанской зонах. В этих условиях де-факто произошла «москитизация» нашего военно-морского флота, когда главную ставку пришлось делать на корветы и малые ракетные корабли, строящиеся большими сериями.
Таковы реалии, которые необходимы учитывать при определении будущих тенденций. Именно в таком состоянии ВМФ РФ подошел к прямому вооруженному конфликту с Украиной и прокси-конфликту с блоком НАТО в Старом свете и союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Географически российский флот сегодня разделен на четыре флота – Северный и Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский, а также на одну флотилию – Каспийскую. Первые два флота имеют стратегическое значение, поскольку там базируются наши немногочисленные ПЛАРБ, несущие МБР. Главная задача СФ и ТОФ – это обеспечение безопасного развертывания наших подводных ракетоносцев, являющихся важнейшей составляющей «ядерной триады». Потенциальным противником североморцев является объединенный флот блока НАТО, тихоокеанцев – Силы самообороны Японии и ВМС США.
Каковы реальные боевые задачи Балтийского флота, когда Балтийское море де-факто превратилось во «внутреннее» для Североатлантического альянса, Калининград представляет собой эксклав, а бывшая ГДР и страны Прибалтики превратились из союзников в потенциальных противников, не совсем понятно. Помимо объединенного флота стран блока НАТО, основными угрозами для ДКБФ являются, скорее, авиация Североатлантического альянса и даже обычная крупнокалиберная ствольная артиллерия Войска Польского, которой она может утопить наши корабли прямо на базе в Балтийске.
На удивление, не лишней оказалась Каспийская флотилия, лихо наносившая удары крылатыми ракетами «Калибр» по объектам террористических группировок в Сирии. Судьба Средиземноморской эскадры, которую необходимо снабжать через подконтрольные Турции и блоку НАТО проливы, в случае начала боевых действий была предопределена еще в советский период как «гордо погибнуть, унеся с собой как можно больше врагов». Реально же с самыми большими проблемами столкнулся наш Черноморский флот.
Угрозы
За период СВО на Черном море утонули три военных корабля – флагман ракетный крейсер «Москва», БДК «Саратов» и буксир «Василий Бех». Еще два средних разведывательных корабля – «Иван Хурс» и «Приазовье» – были атакованы украинскими морскими беспилотниками, но смогли отбиться. Также благополучно сумел уйти от них относительно слабо вооруженный патрульный корабль «Сергей Котов». Атакам воздушных и морских беспилотников ВСУ и ВМСУ неоднократно подвергалась главная военно-морская база ВМФ РФ в Севастополе. Происходили взрывы и на аэродроме Морской авиации ВМФ РФ в Крыму.
Главные угрозы для кораблей и подводных лодок Черноморского флота РФ таковы:
Во-первых, это противокорабельные ракеты наземного базирования «Нептун» и «Гарпун», не позволяющие безопасно приближаться к украинскому побережью. Надводных кораблей, способных гарантированно перехватить низколетящую ПКР, в составе ЧФ всего несколько: фрегаты проекта 11356, а также недавно вошедший в его состав МРК «Циклон» проекта 22800 «Каракурт».
Во-вторых, это морские беспилотники, или безэкипажные катера, начиненные мощными зарядами взрывчатки, что превращает их в дистанционно управляемые брандеры. Именно они использовались ВСУ и ВМСУ при атаках на Крымский мост, базу ВМФ РФ в Севастополе, а также на разведывательные и патрульный корабли. Это очень серьезный, опасный вид вооружения, который может быть применен как против российских боевых кораблей, так и против гражданских. Кроме того, следует помнить, что Украина при помощи британских специалистов ведет работу над ударными подводными беспилотниками, что повышает уровень угрозы на Черном море на порядок.
В-третьих, еще большую угрозу для кораблей ВМФ РФ и береговой инфраструктуры будут представлять натовские истребители, оснащенные противокорабельными ракетами воздушного базирования. То, что они раньше или позже, а скорее, раньше, появятся у Киева, не вызывает ни малейшего сомнения. Кроме того, опасны для российских «Варшавянок» противолодочные вертолеты, некоторое количество которых на Украине сохранилось, плюс могут быть поставлены винтокрылые машины западного производства.
Решения
О том, что на Черном море нашему флоту придется реально серьезно воевать, можно судить по следующему заявлению киевского режима, сделанному после выхода России из зерновой сделки:
с 21 июля 2023 00:00 по киевскому времени все суда в черноморских водах, направляющиеся в порты Российской Федерации или во временно оккупированные порты Украины, могут рассматриваться для оценки риска как суда, перевозящие военные грузы.
Очевидно, что атаки на наши военные корабли продолжатся, и их интенсивность будет только нарастать. Помимо этого, велика вероятность того, что будут осуществлены провокации против гражданских судов. С одной стороны, украинские беспилотники могут утопить какой-нибудь мирный сухогруз, после чего судовладельцы сами откажутся от заходов в российские порты. С другой стороны, боевые пловцы ВМСУ, обученные британскими специалистами, могут подорвать гражданское судно на минной постановке, обвинив впоследствии в этом Москву. Цель – новые антироссийские санкции и легализация присутствия на Черном море, а именно, в Одессе, турецкого военно-морского флота для защиты.
Что можно сделать реально в противодействие?
Прежде всего, необходима жесткая и беспристрастная ревизия положения дел в ВМФ РФ с оргвыводами в отношении командования. Далее нужно готовить флот к войне с реальным противником: начать постоянно проводить учения по борьбе с подводными лодками, по перехвату низколетящих ПКР системами ПВО, чтобы экипажи были готовы к тому, с чем им придется реально столкнуться. Необходимо заложить большую серию малых корветов ПЛО на базе МРК проекта 22800 «Каракурт» с увеличенным водоизмещением, начать производство гидросамолетов Бе-200 в противолодочной версии.
Что касается конкретно Черноморского флота, то необходимо активизировать действия Морской авиации: постоянное патрулирование моря самолетами ПЛО для обнаружения вражеских дронов, сопровождение кораблей истребительной авиацией во избежание «неожиданной засады» вражеской авиации, которая подойдет на малой высоте и даст залп противокорабельными ракетами воздушного базирования.
Вполне очевидно, что в тех неблагоприятных условиях, в которых оказался ДКБФ, необходимо начать перевод части его надводного состава на Черное море по внутренней речной системе. Туда нужно отправить все балтийские «Каракурты», имеющие приличную систему ПВО морского базирования, малые противолодочные и малые десантные корабли. Это позволит одномоментно усилить зонтик ПВО/ПРО над Черноморским флотом, а также даст основания надеяться на проведение в дальнейшем наступательных операций в Причерноморье.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: