70 лет назад, 27 июля 1953 года, было подписано Пханмунджомское соглашение о военном перемирии в Корее, положившее конец активным военным действиям на Корейском полуострове в ходе одного из самых разрушительных конфликтов XX века, принесшего неисчислимые страдания, прежде всего, гражданскому населению. По данным российских исследователей, общее число убитых, искалеченных и пропавших без вести составило от 3 до 5,5 млн. человек (от 10 до 16,6 % жителей в обеих частях страны на начало войны) и ещё 5 миллионов стали беженцами. Южнокорейские исследователи называют цифру потерь приблизительно в 3 млн. человек.
Имеющиеся документы и факты неопровержимо свидетельствуют: Южная Корея собиралась воевать с КНДР до победного конца, при полной поддержке администрации Гарри Трумэна, поощрявшей своих сателлитов политически и материально поставками вооружений, военными советниками, инструкторами и т.д., а кроме того – искавшей в очередной агрессии выход из переживаемого в тот период Америкой экономического спада. Кроме того, в конфликт были вовлечены около двух десятков союзников США из НАТО, в то время как на стороне северян сражались китайские и советские добровольцы. Напомним, документ о перемирии был подписан главнокомандующим войсками Корейской народной армии маршалом КНДР Ким Ир Сеном, командующим китайскими народными добровольцами генералом Пэн Дэхуаем, а со стороны т.н. «войск ООН» – американским генералом М. Кларком. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман, сторонник «войны до победного конца», от подписания документа отказался, и с тех пор, несмотря на попытки закрепить перемирие более основательными, обязывающими и долговременными договорённостями, позиция официального Сеула если и менялась, то весьма незначительно.
Несмотря на то, что перемирие пока не обрело признаки устойчивого мира, в целом оно держится до сих пор, а корейский сектор демаркационной 38-й параллели стал фактической границей между Северной и Южной Кореей. Если «китайские добровольцы» были выведены из социалистической Кореи к началу 1959 года, то американцы и поныне вполне вольготно чувствуют себя на юге полуострова, причём некоторые их военные объекты расположены неподалёку от восточного побережья КНДР и от её столицы Пхеньяна.
Очевидно, что наращивание военного присутствия США к югу от 38-й параллели угрожает безопасности не только КНДР, но также Китая и России. Напомним, в декабре 2021 г. Вашингтон и Сеул официально
Неоднократные предложения Северной Кореи юридически оформить мирный договор остаются без ответа. В частности, на бумаге осталась подписанная в апреле 2018 г. Председателем Госсовета КНДР Ким Чен Ыном и Президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином «Пханмунджомская декларация во имя мира, процветания и объединения Корейского полуострова», реализацию которой торпедировали в Белом Доме, а вслед за ним – и в Сеуле.
Идея юридического оформления окончания войны в полной мере разделяется и в Пекине. Базовой основой союзнических взаимоотношений Пекина и Пхеньяна остаётся Договор 1961 года между КНР с КНДР «О дружбе и взаимной помощи». «…Сейчас, когда враждебные силы активизируют вызовы и действия, Договор демонстрирует свою растущую жизнеспособность в деле защиты и продвижения социалистического дела двух стран, в обеспечении мира и стабильности в Азии и остальном мире», – отмечал в июле 2021 г. Ким Чен Ын в специальной обращении к Си Цзиньпину в связи с 60-летием Председателя КНР. Между соседними странами «день ото дня укрепляются дружеское доверие и боевая дружба». Причем они «постоянно совершенствуется во всех областях, таких, как политика, экономика, вооруженные силы и культура». В августе 1992 г. китайские товарищи заверили Пхеньян в том, что официальное признание Пекином Южной Кореи фиксирует реальную ситуацию на полуострове и никак не скажется на взаимоотношениях КНР с КНДР. Несмотря на периодически выражаемую формальную озабоченность развитием северокорейской атомной и ракетной программ северной Кореи, двусторонние военно-политические связи поддерживаются на высоком уровне и не имеют альтернатив.
Что же до южных соседей, то там недавно
Позиция Москвы аналогичная китайской: в середине июля заместитель министра иностранных дел Андрей Руденко
Надо полагать, визит российской делегации в «Страну утренней свежести» в немалой степени поспособствует укреплению двусторонних военных связей и станет важным этапом развития взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Северной Кореей. В то же время не приходится сомневаться в том, что в недоброжелатели в Южной Корее, Японии и в США предпримут всё возможное для того, рассорить Москву и Пхеньян.
Читайте нас: