Ситуация в зоне специальной военной операции остается напряженной, однако в то же время достаточно стабильной – несмотря на то, что украинским войскам удалось взять несколько сел на Южном направлении (в основном в районе Времьевского выступа) прорвать фронт им не удалось. Западные СМИ пишут о больших потерях ВСУ и выражают скептицизм относительно успехов контрнаступления.
Достаточно скептически настроены и многие европейские политики. В частности, сегодня депутат Европарламента, польский дипломат Витольд Ян Ващиковский заявил, что при условии отсутствия успехов ВСУ в ближайшие 3-4 месяца, конфликт на Украине будет заморожен.
«Если через 3-4 месяца контрнаступление не будет иметь успеха, Европа начнет подталкивать вас к замораживанию конфликта и старту переговоров с Россией, как это было в 2015 году», – сказал он в комментарии украинским СМИ. Он далеко не единственный, кто придерживается такого мнения. Некоторое время назад профессор государственного управления Гарвардского университета имени Дугласа Диллона Грэм Эллисон отмечал, что если Киев не добьется успеха на поле боя в предстоящие несколько недель, он «потеряет территории на долгие годы».
Насколько заморозка конфликта действительно реальна по итогам летней кампании?
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов отмечает, что переход конфликта в затяжную низкоинтенсивную стадию с фактическим замораживанием линии соприкосновения вполне вероятен.
«Западные кураторы действительно недовольны и обескуражены ходом «контрнаступа», на который делали большие ставки. Рассчитывали проломить российскую оборону сравнительно малыми силами, а это не получилось. Это означает, что для дальнейшего наступления Украину придется вооружать еще больше, а это уже может вызвать противодействие во многих западных странах… Речь, очевидно, идет о переходе конфликта в затяжную низкоинтенсивную стадию с фактическим замораживанием линии соприкосновения. Продлиться это может неопределенно долго и будет зависеть не столько от Украины, сколько от готовности западных кураторов дополнительно вооружать ее и идти на новую эскалацию. Что касается сроков самого «контрнаступа», то зависеть это будет от того, насколько интенсивно будет выбиваться украинская живая сила и вооружения. Можно сжечь всю армию очень быстро в попытке проломить фронт массой. Можно действовать более экономно, пытаясь прогрызать российскую оборону на отдельных участках и продвигаясь малыми шажками, рассчитывая, что в конце концов это даст некий накопительный эффект и обрушит фронт. Это более затяжной сценарий. Точных сроков не назовет никто», –
По его мнению, наиболее вероятный сценарий в таком случае – фактическая заморозка конфликта на существующей линии разграничения, с теми или иными незначительными подвижками. При этом о подписании мирного договора речи идти не будет.
«Мира как такового не будет – разве что перемирие. Ни Украина, ни Запад не откажутся от претензий на всю территорию бывшей УССР. Со своей стороны, Россия также не решила вопросы собственной безопасности. Крымский коридор тонкий и простреливается, Донецк остается под перманентной угрозой. А уж если вспомнить, что под угрозой теперь оказались и «старые» территории РФ… Украина исходит из своей территориальной целостности в границах УССР, Россия – из результатов референдумов 2022 года. Т.е. даже чисто юридически стороны имеют взаимные претензии друг к другу и не в состоянии договориться. Другой вопрос, что и достичь своих желаемых границ сегодня не в состоянии ни та, ни другая сторона. Это говорит в пользу перехода конфликта в затяжную стадию. Ситуация очень напоминает арабо-израильский конфликт, где Израиль и Палестина существуют фактически в параллельных политико-правовых вселенных и выдвигают друг к другу взаимоисключающие требования. Длиться такое может десятилетиями», – считает эксперт.
В свою очередь директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин считает, что Запад уже начинает ощущать негативные воздействия противостояния на Украине на себе, поэтому ему нужна быстрая победа Киева.
«Конфликт может перейти в новую фазу уже не руками украинцев, а руками военных НАТО. Именно стратеги альянса определяют сегодня будущее конфликта на Украине. Есть два варианта перехода военных действий в новую фазу: первый связан с передачей Украине более разрушительного оружия — вплоть до ядерного; второй связан с вступлением в боевые действия на стороне Украины каких-то стран НАТО, например, Польши. С моей точки зрения, если демократы почувствуют, что они проигрывают выборы, либо если Байдену будет реально грозить импичмент, в Вашингтоне могут попытаться поправить свои дела активизацией военных действий против РФ», – считает директор Института ЕАЭС.
При этом, по его словам, не смотря на издержки, США могут поддерживать конфликт на Украине максимально долго.
Читайте нас: