СВО при всём трагизме этого этапа нашей жизни ярким прожектором высветила множество печальных фактов, которые мы долгое время не желали видеть, и уж тем более не желали их принять. Кто-то продолжал смотреть на мир, словно впал в кому ещё при Брежневе, кто-то до сих пор бредит постулатами 90-х об открытом нараспашку «цивилизованном» мире, который в их черепных коробках начинается в Варшаве и заканчивается в районе Анкориджа.
И вот включили прожектор, и иллюзорные законы международного права, как тараканы на кухне, начали возмущённо разбегаться по укромным уголкам, чтобы тапком не прилетело. Разбегаются они, как и положено, крайне суетливо, хаотично, а хозяин квартиры, брезгуя и приплясывая, наобум пытается прибить паразитов. И не стоит забывать, что потом придётся идти за тряпкой и оттирать родное жилище от трафаретов, оставшихся на полу.
Сейчас примерно такая же ситуация с постсоветским пространством, точнее, с нашим совершенно искусственным мнением о нём. Впрочем, когда на советскую ностальгию ещё наслаиваются громогласные заверения в дружбе, постоянные визиты лидеров «братских республик» в Москву на празднование Великой Победы и демагогия о многочисленных родственных связях граждан России с бывшими советскими республиками, что прагматик расценил бы как использование заложников, — общественный и политический разум погружается в дрёму. Вот и выходить из этого состояния сложно.
Было бы смешно, если бы не было отчасти правдой…
Впрочем, наши «братья» нам помогают, чем могут. Антироссийские митинги в Армении, «языковые патрули» в Казахстане, избиение русских детей в Киргизии и прочее. Разве не стахановскими темпами наши «братские республики» пытаются привести нас в чувство?
Нет, я отнюдь не собираюсь называть постсоветские республики «предателями». Спустя тридцать лет после развала Союза это нелепо до приступов хохота. К тому же эти свежеиспечённые страны никому не присягали, как и их руководство. Это смешно вдвойне. К тому же представить себе, к примеру, Пашиняна с текстом воинской присяги в руках крайне трудно, почти невозможно. Но их заезды в Россию с извечной позой бедного родственника пора прекращать, так как слишком дорого они обходятся и слишком цинично смотрятся.
Арарат уже не тот…
Если Кавказ был извечной головной болью, то Закавказье, как бы этот термин не нравился соседям, было настоящей мигренью. И если с Грузией уже всё ясно, несмотря на последние пертурбации, то по поводу Армении в массовом сознании оставались некие иллюзии. И современное состояние Армении даже не обидно, а больно…
В трёх часах езды от меня есть урочище Поднависла. Сейчас это фактически можно назвать мемориалом. Этот мемориал хранит память о наших солдатах и одновременно об Аршалуйс Ханжиян, девушке, которая во время войны отдавала все силы, чтобы помочь раненым. После войны Аршалуйс никуда не уехала, оставшись ухаживать за могилами погибших воинов. Она не вышла замуж и сберегла захоронения с винтовкой в руках, в буквальном смысле, когда их хотели снести.
Аршалуйс родилась в армянской семье, спасшейся от турецкого геноцида. И ещё в детстве отец сказал дочери беречь новую Родину. Она пообещала и обещание сдержала.
Но это лишь лирическое отступление. Современная Армения тотально иная. По данным доклада Международного института новейших государств за 2018 год, в Армении действовали около 350 западных НКО, включая пресловутый «фонд Сороса». К тому же в исконно христианской Армении активно действуют религиозные секты «Свидетелей Иеговы» (запрещённая в России организация), мормонов (этих сектантов неоднократно арестовывали за попытки проникновения на режимные территории в России) и т. д.
И это мы ещё не вспомнили одиозное выступление трансгендера Лилит Мартиросян, который до этой оказии звался Вагаршак Мартиросян. Также автор не вспоминает, как задолго до пришествия Пашиняна, в 2016 году взвод министерства обороны под названием «Пюник» (Феникс) в составе 25 военнослужащих принял участие в курсах сержантской переподготовки в штате Канзас. Тогда минобороны Армении браво
А ещё ранее в 2006 году на территории Армении проводились учения в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» — «Rescuer 2006». В них принимали участие США, Грузия, Казахстан, Киргизия, Румыния, Украина и т. д.
Классический антироссийский митинг в Ереване. Всё в полной сборке — флаг США, флаг ЕС, флаг Украины…
Насколько помогло Еревану столь тесное сотрудничество с НАТО и их «партнёрами» — вопрос риторический. Одно понятно: приход Пашиняна был практически неизбежен. Этот приход готовили как в политической элите, так и в обществе.
Сейчас Пашинян заявляет, что Ереван не является союзником Москвы в конфликте на Украине. Также премьер-министр Армении фактически признал Арцах (Нагорный Карабах) частью Азербайджана и не собирается исключать «вопрос выхода Армении из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) из повестки». И всё это проходит под многочисленные армянские митинги под девизом «Россия — враг, Россия — вон из Армении».
Сам Пашинян в этой конфигурации фигура незначительная. Его может заменить любая другая креатура Запада, поэтому, кстати, ему и удалось за считанные месяцы разогнать часть управленческого аппарата времён Саргсяна и расставить по местам своих людей.
Биография Пашиняна образцовая для любого прозападного адепта. К созидательной деятельности у него идиосинкразия с детства. Он ещё в школе организовывал протесты, а из института его выгнали с четвёртого курса за постоянную критику руководства. Но его быстро подобрали — Никол стал журналистом — оппозиционным, разумеется. Правда, его профессиональная деятельность постоянно сопровождалась скандалами. Будущего премьер-министра даже судили, и неоднократно.
С таким бэкграундом он и залез в политику, сменив по дороге несколько партий. Ну а о связях Пашиняна с пресловутым негодником Соросом ходят прямо-таки легенды. Отчасти поэтому Никол на недавнем слёте европейцев в Кишинёве, где Зеленский предложил участникам начать войну с Россией, чувствовал себя как дома. Впрочем, почему «как»?
И стоит напомнить отечественной ностальгирующей публике, которая иногда потягивает коньяк «Арарат», что пьёт она не исконный армянский коньяк, а продукцию французской компании Pernod Ricard, которой Ереван продал «Арарат» без всяких сантиментов, но за обещания (!) открыть европейские рынки.
Привет из Средней Азии!
Сейчас употреблять термин «Средняя Азия» считается моветоном, так как граждане из Астаны и Бишкека начинают возмущаться. Видите ли, они мыслят себя «Центральной Азией». Но автор человек старорежимный, а потому толерантностью не страдает.
Недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, трон которого Россия спасла в январе 2022 года, заявил, что готов заместить российскую нефть на европейском рынке. Учитывая, что нарастить добычу нефти по щелчку президентских пальцев невозможно, также как и найти разумные пути поставки этой самой нефти в обход российского нефтепровода «Дружба» или КТК, встаёт вопрос, зачем Токаев делает такие заявления. И тут мы погружаемся в чистую политику.
Митинг в поддержку Украины в Казахстане
Ещё в июне 2022 года Токаев
Правда, позже Токаев пустился в разглагольствования о противоречивости двух постулатов ООН о целостности государства и права наций на самоопределение, но рост антироссийских настроений вкупе с откровенной русофобией очевидна. И крайне забавно слушать речи о «квазигосударствах» от главы республики, которую «слепили» на советской коленке.
Уже сейчас в Казахстане набирает обороты петиция о требовании выхода страны из ОДКБ и ЕАЭС. Аргументация прекрасна. Казахские «патриоты» утверждают, что в случае контактов с Россией их страну ждёт «изоляция».
Впрочем, удивляться нелепо. С середины 90-х годов в Казахстане действует Soros Kazakhstan Foundation, то есть опять всё тот же неугомонный старик Сорос. Но этот фонд — всего лишь одиозная лакмусовая бумажка для иллюстрации степени несамостоятельности политической элиты той или иной страны. В Казахстане, по сути, закон об иноагентах отсутствует, а количество НКО уже перевалило за 25 тыс. штук. И недавние события с попыткой государственного переворота только усугубили ситуацию.
Не так далеко от Казахстана ушла и Киргизия, несмотря на взаимную враждебность Бишкека и Астаны. Киргизия — своеобразный рекордсмен в области различных иностранных контор. В стране проживает чуть более 7 млн. человек, а вот НКО в ней насчитывается свыше 10 тысяч.
Символом их вседозволенности является радио со смешным для русского уха названием «Азаттык». На самом деле это просто филиал «Радио Свобода», которая признана в России иностранным агентом и финансируется Конгрессом США. Недавно данную контору попытались прикрыть по иску Министерства культуры Киргизии, но западная контора просто так сдавать позиции не желает, и драка в суде продолжается. Однако плоды своей деятельности в Киргизии западники уже могут собирать…
Свой майдан Киргизия получила ещё в 2005 году. Страна была на пороге гражданской войны. А для особо непонятливых майдан повторили в 2010-х и 2020-х годах. Снова погромы, снова кровь. И снова никаких позитивных изменений, только усугубление межэтнических отношений и напряжённость в социальной сфере.
Но история людей не учит. В начале 2023 года в Киргизии начали продвигать законопроект, который жёстко ограничивает использование русского языка. В стране, в которой половина населения говорит на русском и долгое время русский язык был фактически вторым государственным, данное решение выглядит минимум сомнительно.
Украинствующие граждане, мечтающие о майдане, в Киргизии
Фактически новый законопроект — это некая калька с различных украинских законодательных телодвижений. Так, в преамбуле к закону
В общем, этническому дискриминационному потенциалу данного законопроекта можно только позавидовать. Но в «культурном» плане Бишкек давно и усердно борется со своими русскими корнями. Весной 2022 года власти Киргизии запретили к показу целый ряд российских фильмов о войне в Донбассе, в частности «Солнцепёк».
А в прошлом году официальный Бишкек отменил совместные учения ОДКБ «Нерушимое братство — 2022». Фактически Киргизия, в которой находится российская военная база и военный аэродром, начинает дрейф на разрыв отношений с Россией и ОДКБ.
При этом население Киргизии, несмотря на все реверансы в сторону Запада, продолжает беднеть. И националистическая дубинка чаще всего становится просто удобной для смещения внимания общества на этнические вопросы. Кто во всём виноват? Ясно — русские (евреи, цыгане — впишите нужное, как говорится).
Как ни странно, но заигрывание с Западом и регулярная фига в кармане, уготованная Москве, действующим властям Киргизии отнюдь не помогает. Так, в начале июня Государственный комитет национальной безопасности Киргизии провёл операцию по массовому задержанию лиц, предположительно, готовивших государственный переворот… опять.
На манеже всё те же…
Пикантность ситуации состоит в том, что и Закавказье, и Средняя Азия, являющиеся достаточно чуждыми друг другу и по менталитету, и по промышленному развитию, и по экономическим связям на ниве русофобии крайне похожи. Конечно, список наших «друзей» Арменией, Казахстаном и Киргизией не ограничивается, но «школа» у всех одна. Грузия, Узбекистан, Прибалтика, Молдавия — сценарий одинаковый.
Казалось бы, экономическое пространство практически общее, промышленные связи, несмотря на яростный разрыв оных, всё ещё функционируют, и казахский жёлтый кек также отправляется на переработку в Россию, сколько бы языковых патрулей «расово чистые» казахи не сколотили бы… Но откуда же такая одиозная тяга к пресловутой «многовекторности», которая уже породила не один майдан с экономическими кризисами, закрытием предприятий и оттоком населения?
Никол Пашинян
И, опять-таки, несмотря на разглагольствования об открытой Европе, ни один Жан или Ганс не ностальгирует томными вечерами по бокалу «Арарата», менеджеры компании Perrier не рвут волосы из-за дикой конкуренции со стороны Боржоми, и, естественно, никогда армянские сигареты Akhtamar даже угрожать не смогут французским Gitanes. Скорее всего, компания Gitanes даже не слышала о существовании Akhtamar.
Так в чём же глубинные причины суицидального курса наших «союзников»?
Во-первых, вполне очевидно, что политическая элита наших «союзников» снизошла на грешную землю не с Марса и, так или иначе, является продуктом собственного общества. А потому ей характерно некое впадение в прелесть, некое обольщение Западом.
Да что уж говорить, если и в России таких обольщённых хватает. Хватает тех, кто смысл старого анекдота о фундаментальной разнице между экскурсантами и эмигрантами так и не понял. Достаточно и таких, кто видит Париж через открытку тридцатилетней давности, а Брюссель у них ассоциируется со столицей шоколада, а не с районом Моленбек, ставшим рассадником исламского радикализма с уровнем безработицы среди населения в 30 процентов. И как этим персонажам, мозги которых обрабатывали годами из всех агитационных орудий, объяснить, что в современной Франции или Германии им будет легче найти «донер-кебаб», чем круассан или баварские сосиски.
Во-вторых, временной лаг прозападного обольщения ещё не исчерпан. Наши бывшие «братские республики» при всей тяжести своего положения прошли далеко не весь путь осознания своего положения в глазах западных «партнёров».
До сих пор американо-европейская пластиковая морковка под носом кажется сочной и свежей. А вот страны Африки, Индокитая, Южной Америки и Ближнего Востока устали любоваться этой морковкой, да и времена колониализма достаточно свежи. Поэтому эти страны уже вступили в конфронтацию с Западом. А вот у бывших «братских республик» ещё всё впереди…
В-третьих, вполне объяснимы и регулярные визиты наших «союзников» в Москву, и даже членство некоторых из них в ОДКБ. Ведь что такое ОДКБ для стран бывшего СССР? Это страховка, которая не требует никаких страховых взносов. К тому же в Москву ранее ежегодно приезжал президент Молдавии Игорь Додон, чтобы выпросить отмену пошлин на экспорт откровенно дрянного молдавского вина и плодоовощной продукции.
Пашинян сразу после переворота в 2018-м прибыл в первопрестольную, чтобы встретиться с армянскими бизнесменами, зарабатывающими деньги в России. А вот Токаев в 2021 году прибыл в нашу столицу с целью выпросить модернизацию КПП на границе Казахстана и России для увеличения скорости транзита. Естественно, сделать это Токаев планировал за счёт… России.
Касым-Жомарт Кемелевич Токаев
И каждый раз всё это было тщательно смазано нашим «общим прошлым», «нашими родственными связями» (как говорится, привет «заложникам»), нашей «общей Победой» и т. д. Вывод прост: информационного влияния мы на бывшие республики практически не имеем, уж слишком плотно там отаборились разнообразные «азаттыки» за время нашего бездействия. Однако банальный прагматизм способен нас избавить хотя бы от лишних финансовых трат, уходящих караванами на бессмысленные и невыгодные нам совместные проекты. Как говорится, долгая дорога начинается с первого шага. А в нашем случае — хотя бы с осознания необходимости сделать этот шаг…
Сергей Монастырёв,
Читайте нас: