Официальный визит премьер-министра Кубы Мануэля Марреро Круса в Москву, встреча с президентом Путиным в Кремле, и достигнутые соглашения получили немалый резонанс в западной прессе. Многие американские политологи, по большей части из числа кубинских эмигрантов, заявили об огромной озабоченности из-за возможной «русификации» Кубы и других стран Латинской Америки, поддерживающих с Россией торговое взаимодействие.
Специальный корреспондент международной редакции ФАН попросил прокомментировать эти заявления публициста из Венесуэлы и журналистку с Кубы, которая уже больше 20 лет в Буэнос-Айресе. Кроме того, они высказались о том, не приведет ли сближение Кубы с Россией к повторению Карибского Кризиса, который в 1962 году едва не привел к ядерной войне и не станет ли Куба для США тем же, чем стал Тайвань для Китая, или Украина для России?
Нужно быть готовыми
Серхио Родригес Гельфенштейн — политолог из Венесуэлы, публицист, дипломат, преподаватель высшей школы, автор и соавтор более десятка книг о геополитике, из которых две последних — «НАТО против мира» и «От атлантизма к евразийскому полюсу» посвящены конфликту на Украине и его роли в становлении нового мироустройства. В свое время Родригес Гельфенштейн возглавлял Отдел по международным связям при президенте Венесуэлы.
«Чтобы правильно трактовать нынешний пассаж с «русификацией», необходимо иметь в виду общую картину, — указывает Гельфенштейн. — НАТО и США утрачивают сферы влияния в геометрической прогрессии. Даже в военном аспекте — в частности, разработках гиперзвукового оружия — они теперь отстают. Что у них осталось? Доллар и хорошо прокачанный аппарат медиа. Соответственно, то, что мы сегодня в первую очередь наблюдаем — причем не только на Украине — это война идей и концепций. В ней нет места этике ни стремления к объективному освещению событий».
Именно в этом смысле следует понимать заявления о «русификации» Кубы или даже «превращении Кубы в российскую колонию».
«Одной из ударных концепций информационной войны как раз и является так называемая «русификация» — будь то Кубы, Ирана или африканских стран, — не важно. Это «боеприпас», выпущенный из той же гаубицы, откуда регулярно вылетают, к примеру, такие слова, как «терроризм» и «китаизация». Очень показателен в этом плане недавний скандал с договоренностью об установке прослушивающего оборудования на Кубе, который кубинцы якобы подписали с Китаем. Новость оказалась фейком, но, так сказать, «прогремела», — напомнил политолог.
Гёльфенштейн призвал россиян и всех жителей мира набраться мужества и готовиться к борьбе за свое будущее.
«Придется привыкнуть к тому, что подобные вещи теперь будут происходить часто. Я живу в Венесуэле, так что поверьте, нам тоже постоянно достается. Что касается конкретно Кубы, то США никак не могут привыкнуть к мысли, что остров — да и вся остальная Латинская Америка — уже не являются их «задним двором», — считает политолог.
Впрочем, нового Карибского кризиса не будет, уверен геополитик из Венесуэлы.
«Относительно того, может ли возрождение российско-кубинских связей привести к новому карибскому кризису, скажу следующее: не может. В 1962 году на Кубе находилось советское ядерное оружие, сейчас о его размещении речи не идет, — напомнил ученый. — Достаточно посмотреть список соглашений, достигнутых во время визита нынешних кубинских лидеров в Москву и Санкт-Петербург. Возвращаясь к теме «русификации» — нет также ни одного договора, который предполагал бы навязывание Россией своих законов, культуры или языка. Преподавание русского на Кубе связано исключительно с необходимостью работы специалистов в конкретных сферах торгового и научно-технического обмена. Россия никогда не оказывала на Кубу давления. Те, кто в течение 60 лет держал страну в изоляции (и их сторонники), не имеют морального права выносить подобные обвинения против РФ».
Россия — это не только воспоминания
Макарена Пекора — кубинская журналистка, которая уже два десятилетия живет в Буэнос-Айресе, однако не теряет связей со своей родиной, куда по несколько раз в год летает к родным. В Аргентине Макарена сотрудничает с альтернативной прессой, ведет свой канал в YouTube и пишет для портала «Комунас» (Agencia Comunas).
«О какой «русификации» сегодня может идти речь, если традиция плотных коммерческих и культурных отношений существует между нашими народами уже много десятилетий? Русский — а не английский! — язык в школах начали преподавать более шестидесяти лет назад, а связь с Россией в общем-то никогда и не прерывалась. У кубинского народа очень хорошая память — мы помним, кто нам помогал, а кто пытался заморить голодом и оккупировать», — подчеркнула Макарена Пекора.
Она напомнила, что у Кубы есть исторический повод видеть в России сильного друга и защитника.
«Куба сблизилась с Россией, когда американцы попытались высадиться в Плая-Хирон; тогда Советский Союз впервые пришел к нам на помощь. Первый кубинский космонавт получил возможность участвовать в исследованиях на борту станции «Салют-6» благодаря международной советской программе «Интеркосмос». Советские стиральные машины, кухонная техника, транзисторы — не только добрые воспоминания детства, во многих домах они работают до сих пор. У нас есть целые районы, заселенные русскими — и при этом Куба всегда оставалась Кубой!» — объявила журналистка.
На Кубе не забыли про дружбу с русским народом и тогда, когда Советский Союз прекратил существование.
«Да, с началом перестройки культурный и коммерческий обмен прервался. Но никто не сомневался, что это явление временное. И потом, к нам продолжали прилетать русские туристы — с перерывом на пандемию, — отметила Пекора. — Те, кто сегодня пытается очернить намерения России в отношении Кубы, и представить Европу вместе с остальным западным миром более выгодными торговыми партнерами, почему-то опускают тот факт, что ООН провела уже 400 ассамблей, — а убийственная блокада острова все еще продолжается».
Кубинская журналистка также уверена, что в настоящее время нет предпосылок для «нового Карибского кризиса», и едва ли активность России может спровоцировать жесткую реакцию со стороны США.
«Сравнивать уровень притязаний США на Кубу с тем, что происходит между Китаем и Тайванем, или Россией и Украиной, мне кажется неуместным. Китай надеется восстановить свою территориальную целостность, а причиной СВО стали необходимость денацификации и защита этнических русских на Донбассе и в Луганске. В случае США подобные мотивации отсутствуют, — напомнила Макарена Пекора. — Да и ядерного оружия, которое так напугало их в 1962 году, на острове больше нет».












