Данные национальных минфинов свидетельствуют, что американский государственный долг по итогам 2022 года оказался равен совокупной задолженности правительств следующих 13 крупнейших стран-должников и превысил российский в 107 раз.
В анализе для сравнения брался показатель совокупного прямого долга центрального (федерального) правительства на конец четвертого квартала 2022 года. Госдолг США по итогам прошлого года достиг рекордной отметки в 31,42 триллиона долларов, а обязательства следующих тринадцати крупнейших должников на 23 миллиарда меньше — 31,4 триллиона долларов.
На втором месте в мире находится правительство Японии с долгом в 9,59 триллиона долларов, на третьем расположился Китай с 3,75 триллиона долларов. Правительство Британии задолжало 3,03 триллиона долларов, а итальянские центральные власти замыкают пятерку антилидеров с 2,88 триллиона долларов. Далее идут Франция, Индия, Германия, Испания, Канада, Бразилия, Южная Корея, Сингапур и Австралия — на них
В то же время российский госдолг по итогам прошлого года составил лишь 294,8 миллиарда долларов, что также в 33 раза меньше японского, и в 13 раз — китайского. Пока большинство стран не опубликовали данные по госдолгу за первый квартал 2023 года, но за первые три месяца этого года задолженность российского правительства сократилась на 15,2 миллиарда долларов, или на 5,2 процента. Об уменьшении также отчиталась Япония (-0,2 процента).
Одновременно американский госдолг продолжил рост — на 0,1 процента, достигнув нового рекорда в 31,46 триллиона долларов и «пробив» законодательно установленный потолок. После этого Минфин США применил чрезвычайные меры для продолжения финансовых операций, а Белый дом призвал конгресс поднять лимит возможной задолженности. Сейчас в стране идут дебаты о повышении потолка. Соглашения нужно достичь к июню, иначе в Штатах произойдет первый с 1979 года дефолт.
Накануне директор Фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев заявил, что ситуация с госдолгом заставит США уменьшить финансовую поддержку Украины, прежнего объема помощи уже не стоит ожидать.
«Конечно, поддержка в прошлом году была экстраординарной, и вряд ли они на таком же уровне будут сохранять эти расходы. Ситуация с госдолгом уже влияет и будет влиять в будущем, потому что из всех расходов, которые возможны, будут жертвовать такими, которые с политической точки зрения менее всего чувствительны для американского общества», — сказал он в беседе с агентством.
Некоторые западные СМИ уже сообщают, что последний саммит G7 в Хиросиме может остаться в истории как пик поддержки Украины и больше она увеличиваться не будет, отметил эксперт. «Конгресс настаивает на сокращении бюджетных трат, и это подвешивает весь вопрос о финансировании Украины. Единственное, что было заявлено со стороны Маккарти (спикера палаты представителей конгресса Кевина) и подтверждено Белым домом, что сокращение военных расходов не обсуждается, а все остальные находятся под прицелом законодательным. Но уже сумма финансирования Украины уменьшилась в несколько раз, поэтому сокращение уже идёт. Так что в любом случае такого объема финансирования, который был, Украине вряд ли стоит ожидать», — подчеркнул Рогулев.
Ранее издание Hill сообщило, что американское военное финансирование Украины может временно прекратиться на неопределенный срок из-за разбирательств в США с потолком государственного долга.
Министерство финансов в письмах конгрессу предупреждает, что уже 1 июня США будут, вероятно, не в состоянии в полном объеме обслуживать обязательства, если законодатели к этому времени не санкционируют расширения лимитов заимствований.
Нынешний потолок американского госдолга составляет 31,4 триллиона долларов. Он был достигнут еще в январе, когда правительство во избежание дефолта задействовало «экстраординарные меры» — приостановку отчислений в социальные фонды для бюджетников.
Обычно лимиты заимствований конгресс увеличивает чуть ли не автоматически, но в этот раз республиканская оппозиция, контролирующая палату представителей, потребовала взамен сократить бюджетные расходы на несколько триллионов долларов. Законопроект республиканцев был утвержден палатой представителей, но не имеет шансов в демократическом сенате и у президента Байдена, который дал понять, что наложит вето на документ, если до этого дойдет дело.
Читайте нас: