Китай мог бы сыграть ключевую роль в урегулировании конфликта на Украине, пишет Financial Times. Контрнаступление ВСУ не принесет ожидаемых результатов, а посредничество Пекина будет выгодно, как ему самому, так и России, Украине и Западу.
Россия нуждается в поддержке своего союзника, но затянувшийся конфликт превращается в стратегическую обузу для Китая.
Где именно будет найден выход из тупиковой ситуации в российско-украинском конфликте – в Артемовске или Пекине? В настоящий момент все сконцентрировались на ожидаемом контрнаступлении украинских вооруженных сил, которое, скорее всего, начнется совсем скоро. Однако на дипломатическом фронте тоже происходят весьма значимые события.
На прошлой неделе председатель КНР Си Цзиньпин позвонил президенту Украины Владимиру Зеленскому. В ходе своей последней поездки в Киев я был удивлен тем, с каким нетерпением администрация президента и Министерство иностранных дел Украины ждали этого разговора с лидером Китая. Теперь телефонные переговоры Си и Зеленского наконец-то состоялись, и, как сообщил украинский президент, они были "долгими и содержательными". Позже Пекин объявил, что назначит специального представителя для работы над мирным урегулированием.
Есть масса очевидных причин с осторожностью относиться к дипломатическим усилиям Китая. Си неоднократно подчеркивал уважительное отношение к своему "дорогому другу" Владимиру Путину. План мирного урегулирования украинского конфликта, который Пекин обнародовал ранее в этом году, был довольно расплывчатым и не предусматривал вывода российских войск. Кроме того, с пропагандистской точки зрения Китаю однозначно выгодно громко заявлять о своей заинтересованности в "мире", но при этом не предпринимать никаких значимых шагов. Даже если Пекин настроен серьезно, преодолеть разрыв между Киевом и Москвой будет ужасно сложно.
И все же было бы неправильно отвергать идею о том, что Китай мог бы сыграть важную роль в урегулировании российско-украинского конфликта. По разным причинам Украина, Россия, Соединенные Штаты, Европа и сам Китай потенциально заинтересованы в вовлеченности Пекина.
Украинцы понимают, что в распоряжении Си есть уникальные рычаги воздействия на Путина – разумеется, если он решит их применить. Столкнувшись с западными санкциями, Россия вынуждена опираться на Китай, чтобы удерживать свою экономику наплаву.
По мнению администрации Байдена, вероятность того, что Китай окажет значимое давление на Россию, очень мала, а некоторые высокопоставленные чиновники все еще опасаются, что Пекин сделает ровно наоборот и начнет снабжать Москву столь необходимым ей оружием. Однако украинцы продолжают надеяться. Им показалось, что они увидели реальные признаки напряженности в отношениях между Путиным и Си во время недавнего визита китайского лидера в Москву. Они даже заверили меня, что Си сократил продолжительность своей поездки.
Почему терпение Си в отношении Путина может иссякнуть? Нет никаких сомнений, что российский и китайский лидеры едины в своем враждебном отношении к мощи Соединенных Штатов. Быстрая победа России на Украине вполне устроила бы Пекин, но затянувшийся конфликт превращается для него в стратегическую обузу. Вместо того чтобы ослабить возглавляемую Соединенными Штатами систему альянсов, конфликт на Украине сблизил США, Европу и азиатские демократии.
Китай десятилетиями старался укреплять свое влияние в Европе, но его самопровозглашенное "безграничное" партнерство с Россией убедило многих европейцев в том, что он сам тоже представляет угрозу. Американцы и европейцы теперь используют одни и те же формулировки, говоря о необходимости "снижать риски" в отношениях с Китаем, то есть ослаблять экономическую зависимость от него. Для Пекина это имеет большое значение, потому что Евросоюз является крупнейшим экспортным рынком Китая. Кроме того, в настоящее время укрепляются военные связи между Японией, Европой и Соединенными Штатами.
Лучший способ для Пекина восстановить свою репутацию в Европе – сыграть значимую и позитивную роль в урегулировании украинского конфликта. Такой шаг также будет иметь глобальные последствия, поскольку он подкрепит нарратив Си о том, что американская мощь отступает и что Китай поддерживает мир.
В настоящее время есть признаки того, что Пекин начинает получать удовольствие от миротворческого "бизнеса". Китай наслаждается той позитивной оглаской, которой он добился благодаря своей роли в нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Недавно китайцы заняли место председателя на конференции по миру в Афганистане, которая прошла в Самарканде. Пекин даже заговорил о возможности посредничества в палестино-израильском мирном процессе. (Когда я упомянул об этом в Вашингтоне, это известие было встречено едкими ухмылками и пожеланиями "удачи в этом деле".)
Учитывая постоянно усиливающееся соперничество между Вашингтоном и Пекином, можно было бы ожидать, что Соединенные Штаты должны негативно относиться к вмешательству Китая в дела Украины. Но после некоторых внутренних дебатов администрация Байдена решила не отвергать китайскую мирную инициативу сразу, а вместо этого попытаться придать ей нужную форму.
Американцы понимают, насколько опасно сейчас показывать, что они настроены "против мира". Но дело не только в этом. Соединенные Штаты все больше стремятся найти способ положить конец боевым действиям на Украине. Вашингтон знает, что чем дольше будет продолжаться конфликт, тем труднее будет поддерживать западный консенсус в вопросе расходования миллиардов долларов на военную и экономическую помощь Киеву.
Сейчас общепринятая точка зрения в Вашингтоне и многих европейских столицах состоит в том, что необходимо оказать максимальную поддержку украинцам в преддверии их контрнаступления. Цель украинцев – одержать настолько решительную победу над русскими, чтобы эпоха Путина закончилась. Но это крайне маловероятно. Более правдоподобным исходом станет то, что Киев сумеет немного укрепить свои позиции на поле боя перед началом мирных переговоров.
Сейчас ведется много дискуссий касательно того, начнет ли когда-нибудь западный альянс оказывать давление на Украину с тем, чтобы заставить ее сесть за стол переговоров. Менее обсуждаемым, но, вероятно, более важным вопросом является то, кто сумеет заставить Россию пойти на существенные уступки, включая вывод войск с занятых территорий и отказ от попыток разрушить Украину.
Единственным правдоподобным ответом на этот вопрос является Китай. Только Си может предложить Путину дружеское рукопожатие на публике и выкрутить ему руки за закрытыми дверями. В какой-то момент китайский лидер может решить, что именно это и отвечает интересам его страны.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: