В 2023 году Россия будет демонстрировать более заметный рост, чем Германия и Великобритания. Российская экономика оказалась на удивление устойчивой, пишет Forbes. Однако чем дольше идет конфликт, тем более болезненным он становится для Европы.
Прошло уже больше года с тех пор, как российские солдаты и танки пересекли границу Украины. Это, в свою очередь, произошло спустя семь лет безрезультатных переговоров между двумя сепаратистскими республиками Донбасса, Украиной и двумя европейскими посредниками, Францией и Германией, в Минске. Президент Владимир Путин сослался на провал Минских соглашений, аргументируя решение России сравнять с землей большую часть территорий, которые прежде были промышленным центром Украины. Их экономика, которая уже находится на искусственном жизнеобеспечении МВФ, превратилась в руины. Нам внушают, что украинский конфликт – это конфликт всей Европы. Дымящиеся руины востока Украины в определенном смысле символизируют то, что сейчас происходит в Европе. Под поверхностью земли скапливается много жара. И при определенных условиях это может перерасти в масштабные пожары. Европейским инвесторам стоит остерегаться.
Помимо очевидного упадка экономики Украины, охваченной военным конфликтом, и экономических последствий антироссийских санкций, наиболее серьезные реальные последствия этого военного конфликта для экономики ощущаются по всей Европе.
Российская экономика оказалась на удивление устойчивой, во многом благодаря тому, что развивающиеся рынки, такие как Индия и Китай, игнорируют западные санкции. (Внутри группы БРИКС Россия занимает второе место после Бразилии по наихудшим показателям ВВП за последние 10 лет). По данным Института международной экономики Петерсона, российский экспорт энергоносителей и сырья с дисконтом в Индию и Китай, на который ранее приходилось 25% доходов Москвы от продажи энергоносителей, в 2022 году принес ей 45% ее доходов.
Ожидается, что в этом году экономика России вырастет на 0,7%, а в 2024 году – на 1,3%. В 2023 году Россия будет демонстрировать более заметный рост, чем Германия и Великобритания, где, по данным МВФ, наблюдается снижение на 0,3%.
ВВП Украины упал на 29,1% в 2022 году, а в этом году он снизится на 3%, что кажется крайне оптимистичным прогнозом, учитывая продолжающийся военный конфликт. В январе 2023 года безработица в стране выросла до 10,6%, а в 2022 году инфляция в среднем составила 30%, хотя в марте 2023 года она снизилась до 21%. На 2024 год МВФ пока не делал прогнозов.
Дела России обстоят намного лучше, чем у Украины – по крайней мере на данный момент. Министерство экономического развития России настроено более оптимистично, чем МВФ. 14 апреля оно пересмотрело прогноз ВВП России в сторону повышения – с сокращения на 0,8% до роста на 1,2%, – однако при этом понизило прогноз на 2024 год. Американцы больше не могут инвестировать в российские ценные бумаги. За последние 12 месяцев Индекс МосБиржи широкого рынка, включающий все акции Московской биржи, вырос на 19,25% в рублях. Индекс FTSE Europe вырос на 2,4% в долларовом выражении. (За последние 12 месяцев доллар вырос по отношению к рублю на 1,8%.)
Сейчас ходят недвусмысленные слухи о том, что Европа собирается ввести новые санкции. Кто еще может от них пострадать, кроме их очевидной мишени?
На ежегодной весенней встрече МВФ в Вашингтоне, завершившейся в воскресенье, 16 апреля, все говорили о возможной рецессии в Европе и Соединенных Штатах. Европе пока не удалось преодолеть все свои трудности. Таков был общий тон неформальных разговоров в Галерее в штаб-квартире МВФ в центре Вашингтона.
Вялые темпы роста основных западноевропейских экономик сменяются ростом всего на 0,5% – или вовсе сокращением, – а также возможной стагфляцией.
В последнем квартале 2022 года ВВП Германии составил -0,4%. Не лучше дела обстояли и в начале текущего года. А ведь это мощная промышленная держава Европы. Экономика Франции с июля находится в состоянии устойчивого спада, хотя ее показатели все еще положительные. Ситуацию еще больше усугубляют антимакроновские протесты против повышения пенсионного возраста с 62 до 64 лет.
По данным Управления национальной статистики Великобритании, экономика страны вышла на прямую, продемонстрировав нулевой рост в феврале – это последний месяц, за который нам доступны статистические данные.
Значительная часть экономического спада в Европе обусловлена украинским конфликтом. Запреты на импорт российских энергоносителей спровоцировали рост цен, что в свою очередь обернулось нормированием потребления. Тот факт, что Германия только что закрыла свои последние три атомные электростанции, делает электроэнергию еще более дорогостоящей, а экономику Германии – еще менее конкурентоспособной.
Многие производители отправили своих рабочих в отпуск без содержания или закрыли третьи смены. По крайней мере один крупный банк обанкротился – это был Credit Suisse. В конце марта регуляторы предупредили, что банки по-прежнему сталкиваются с рисками из-за последствий закрытия Credit Suisse и американского Silicon Valley Bank.
По мнению представителей деловой элиты, украинский конфликт продолжится еще минимум год. "Вы сильно ошибаетесь, если думаете, что мирное соглашение на Украине будет заключено в ближайшие три или шесть месяцев, – сказал Брайан Маккарти (Brian McCarthy), управляющий директор компании Macrolens, занимающейся глобальными макроэкономическими исследованиями, в Стэмфорде, штат Коннектикут. – Я не предвижу этого в текущем году. И я не вижу никаких положительных моментов. Эти рынки мне не нравятся". По его словам, он ожидает, что Европейский центробанк продолжит повышать процентные ставки в условиях низкого или нулевого роста экономики.
Европейские акции весь год "игнорировали" высокую инфляцию, рост процентных ставок и вероятность начала третьей мировой войны. С начала года биржевой фонд Vanguard FTSE Europe вырос на 14,3%, а S&P 500 вырос на 7,7%. По состоянию на закрытие рынка 27 апреля VGK упал на 7,5% от своего исторического максимума, зафиксированного 9 августа 2021 года.
Все разваливается
В 1958 году нигерийский писатель Чинуа Ачебе написал роман "Все разваливается". В нем речь шла о европейском колониализме и тех разрушениях, которые он спровоцировал в коренном обществе. Коротко говоря, все разваливалось. То же самое сейчас происходит в Европе, и инвесторам не стоит упускать из виду тот политический раскол, который этот распад провоцирует.
Проблема Европы с наплывом мигрантов, которым нет конца, обернулась дополнительным социально-экономическим бременем. Международный комитет спасения – глобальная гуманитарная неправительственная организация, которая собирает деньги для помощи беженцам, – сообщает, что родину покинули по меньшей мере восемь миллионов украинцев, перебравшиеся в первую очередь в Польшу, Молдавию и Румынию.
Непрекращающееся давление политики на экономику, снижение уровня рождаемости и относительное выравнивание уровня ВВП на душу населения с 2008 по 2021 год, причиной которого стали высокие налоги, чрезмерное регулирование и слабость производственной рабочей базы (добавьте сюда еще и протесты французов против повышения пенсионного возраста), обернулись социальной нестабильностью в Европе. Результаты новых исследований указывают на рост антиглобалистских и евроскептических настроений во Франции, Венгрии и Италии. По данным организации Human Rights Watch, в 2023 году в Германии количество преступлений на почве ненависти выросло на 16%, а преступлений на почве антисемитизма – на 29%.
Недавно будущее Европы как открытой демократии стало темой семинара в Совете по международным отношениям, состоявшегося 11 апреля. На вопрос, как он может охарактеризовать состояние демократии в Европе, Фрэнсис Фукуяма, член совета и профессор Стэнфордского университета, ответил: "В целом, оно нехорошее".
Хотя демократия и экономика – это две разные вещи, политическая борьба в Европе – это проблема как для политической, так и для экономической сфер. И она непосредственным образом касается рынков.
Со временем конфликт на Украине будет только усугублять существующий раскол. Совсем недавно президент Франции Эммануэль Макрон встал на сторону Китая и тоже призвал к мирным переговорам, тем самым пойдя вразрез с Соединенными Штатами и Германией, которые отправляют танки на Украину.
Что еще украинский конфликт принес Европе?
Инфляцию, конечно же. По данным Евростата, в феврале стоимость продуктов питания в Евросоюзе выросла на 19,06% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Для сравнения рост цен на продукты питания в Соединенных Штатах идет более медленными темпами: в марте он составил 8,5%, в феврале он был 9,5%, а своего пика в 11,4% он достиг в августе 2022 года, как сообщает Бюро статистики труда.
Экономика Европы также сильно пострадала из-за локдаунов в период пандемии.
Учитывая влияние, которое COVID-19 оказал на экономику Евросоюза, ожидалось, что объем просроченных кредитов вырастет по всему блоку, как написала итальянская журналистка Мара Монти (Mara Monti) в блоге Лондонской школы экономики. По ее словам, в зависимости от того, как быстро экономика Евросоюза будет восстанавливаться после пандемии, качество активов банков и, соответственно, их потенциал кредитования тоже могут ухудшаться.
"Это по-прежнему зомби-экономика, – сказал Альберт Марко (Albert Marko), глава Mavarinas Management Group в Неаполе, штат Флорида. – Если на Украине не будет перемирия, я бы не рассматривал Европу. Военный конфликт – это мощный встречный ветер для Евросоюза. У него проблемы с энергетической безопасностью, и никто сейчас не обращает внимания на расширяющийся раскол между Германией и Францией. Лично я не вижу никакого политического или экономического решения в обозримом будущем".
Промышленное производство в еврозоне в феврале выросло на 1,5% по сравнению с предыдущим месяцем, и это подтверждает факт постепенного восстановление промышленного сектора – производители возвращаются к работе после жесткого нормирования потребления энергии в прошлом году.
С другой стороны, розничные продажи в еврозоне в феврале снизились на 0,8% – наряду со снижением показателей потребления во Франции и индекса потребительского доверия.
Barclays Capital заявил, что, по его прогнозам, Индекс производственной активности PMI еврозоны немного снизится, но останется выше отметки 50, что хорошо. Они ожидают, что успехи последних двух месяцев немного сгладятся из-за недавних проблем в банковской сфере и забастовок, а не из-за конфликта на Украине.
Проблемы Европы – это "сопутствующий ущерб"
Развивающиеся рынки отделились от Соединенных Штатов и Европы в вопросе украинского конфликта. Очередным свидетельством тому стало выступление президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силва, который снова призвал к мирным переговорам во время своей поездки в Китай на прошлой неделе. Он заявил, что Украина и Запад тоже несут ответственность за срыв Минских соглашений, который и привел к началу военных действий.
Ожидается, что Соединенные Штаты и Европа продолжат оказывать военную поддержку Украине. Запад готов взять в свои руки контроль над значительной частью украинского бизнеса, когда начнется процесс восстановления страны. По крайней мере один американский фонд – Argentem Creek Partners – ведет борьбу с украинским портовым оператором под названием "ГНТ-Групп" из-за пропажи платежа в размере 75 миллионов долларов. Времена настали неприятные.
По некоторым оценкам, восстановление Украины обойдется в сумму около 500 миллиардов евро, что во много раз превышает ту поддержку, которую страна получила на сегодняшний день от МВФ, Европейского банка реконструкции и развития и американского правительства, вместе взятых.
По данным Всемирного банка, ВВП Украины оценивается примерно в 200 миллиардов долларов, так что, куда пойдут все эти деньги, остается только гадать. Любой, кто наблюдал за такими странами, как Украина, на протяжении многих лет, вполне может себе представить, куда эти деньги пойдут.
Недавние разоблачения, касающиеся сделок Хантера и Джо Байденов с украинской энергетической компанией Burisma, являются одним из примеров множества политически неприглядных сделок.
Немецкий философ и писатель Освальд Шпенглер предсказал "смерть Запада" еще в 1918 году, заявив, что крах существующего порядка произойдет уже к 2000 году. Он считал, что контроль над Европой захватит правящая элита, чей режим он назвал "цезаризмом". Это чем-то напоминает автократическое правительство, такое как режим в путинской России или Коммунистическая партия Китая.
Если Европа не позаботится о своей внешней политике и военной мощи, к чему ее призвал Макрон во время своего визита в Китай, то видение Шпенглера может стать реальностью по мере того, как развивающийся мир во главе с Китаем будет все больше отдаляться от орбиты Запада.
Европа все еще пытается справиться с теми потрясениями, которые могут спровоцировать общеевропейскую войну массового уничтожения, если политики не будут соблюдать осторожность. На данный момент Запад продолжает поддерживать Украину, но лидеры развивающихся рынков считают, что это может негативно отразиться на их собственном будущем. Слабая Европа (или Европа, охваченная военным конфликтом) негативно скажется на бизнесе и рынках рабочей силы в Бразилии и Китае.
Согласно отчету Economist Intelligence Unit, больше всего от украинского конфликта пострадали страны Восточной Европы. Западная Европа "хорошо пережила сложившуюся ситуацию". Но сможет ли она и дальше справляться так же "хорошо", учитывая повышения процентных ставок и отсутствие роста экономики?
Все ожидали, что военный конфликт станет очень дорогостоящим для России и смертельным для Украины. Однако этот конфликт на удивление дорого обошелся и Европе.
"Если бы мне нужно было инвестировать в Европу, я бы выбрал Италию", – сказал Владимир Синьорелли (Vladimir Signorelli), глава Bretton Woods Research в Нью-Джерси. Италия подписала энергетическое соглашение с Ливией. "Страны, которые способны заключать подобные соглашения, вместо того чтобы полагаться на Соединенные Штаты, будут в лучшем положении. Если конфликт на Украине неожиданно закончится и санкции будут смягчены, Европа побьет свои предыдущие максимумы. Но я думаю, что это будет зависеть от Европейского центробанка, который сейчас одержим тем, чтобы повышать ставки и душить рост".
Как бы там ни было, Европа выиграет, если конфликт быстро закончится. Рынок будет расти, как ETF с тройным кредитным плечом. Но если конфликт затянется, Европа проиграет. Чем дольше идет конфликт, тем более болезненным он будет для Европы. И, похоже, она мало что может сделать, чтобы каким-то образом повлиять на ситуацию.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: