Демограф, академик и директор Института демографии и социальных исследований имени М.В.Птухи НАН Украины Элла Либанова уверена, что подавляющее большинство украинских беженцев не вернутся из-за границы после завершения военного конфликта.
Об этом она рассказала в
Либанова напомнила, что «беженцы» — это конкретный юридический статус, который человек получает за границей, это пожизненный статус.
По её словам, большинство украинцев просят за границей временную защиту. Этот статус позволяет переехать в другую страну в пределах ЕС, не теряя определенных гарантий (права на работу, образование, выплаты). Это дает возможность приехать на Украину на время и вернуться, это в конце концов не обязывает жить в лагере для беженцев и дает гораздо больше свободы.
Демограф назвала ситуацию с выездом украинцев за границу катастрофической. Чем дольше продолжается конфликт, тем активнее украинцы интегрируются в другие страны, находят там работу.
«Она катастрофическая. Даже если выехало 2 миллиона. Допустим, один миллион из них — это преимущественно взрослые, в большей степени женщины. И если война будет продолжаться долго, то я не знаю, где произойдет воссоединение семей: в Польше или на Украине. Я не знаю, кто куда уедет.
Семьи в большинстве воссоединятся, не расстанутся. Но велик вопрос, где именно они воссоединятся, и сколько женщин заберут мужчин за границу, когда им можно будет выезжать.
Во-вторых, я считаю это демографической катастрофой, потому что уехали преимущественно молодые женщины в возрасте до 40 лет с детьми. Этот довольно интенсивный процесс демографического старения, который и так был присущ Украине, сейчас значительно усиливается, потому что выезжает молодежь. На Украине значительно увеличивается нагрузка на трудоспособное население.
В-третьих, 70% выехавших женщин имеют высшее образование. По крайней мере, в этот самый страшный период весны 2022-го выезжали преимущественно киевлянки и харьковчанки, женщины с высоким уровнем образования. В общей сложности до 90% беглецов от войны — это горожане. Жители сел за границу не уезжали. С уехавшими мы теряем образовательный потенциал.
Замечу, за границу не ехали женщины, привыкшие прятаться за чьей-то спиной — отца или мужа. Ехали активные и самодостаточные, которые привыкли полагаться на свои силы. И сейчас мы их теряем. Эти утраты пропорциональны длительности активных боевых действий. Чем дольше будет продолжаться война, тем больше женщины и дети адаптируются за границей. В Польше множество женщин уже нашло работу», говорит Либанова.
Она уверена, что деньгами и льготами украинцев вряд ли удастся вернуть домой. По ее мнению, беглецы от войны вернутся, если дома будет жилье и работа.
По данным ООН, во всех странах, кроме России и Белоруссии, находятся 5 миллионов украинских беженцев (по данным ООН, в национальных программах временной защиты принимают участие 4,9 млн беженцев). В России и Белоруссии — 2,9 млн.
Читайте нас: