Есть страны, которые спокойно воспринимают сложившуюся несколько десятков лет назад геополитическую реальность, даже если она им не нравится. А есть Япония.
Японцев хлебом не корми – дай только заявить о том, что Курилы – это их территория. Неважно, что это
Не заметить, впрочем, трудно. В очередной раз потомки самураев покусились на российскую территорию в своей "Синей книге по дипломатии" – это ежегодный доклад, определяющий приоритеты вешней политики страны. В нынешнем докладе говорится, что Южные Курилы являются "исконными японскими территориями, на которые распространяется суверенитет Токио, и которые сейчас находятся под незаконной оккупацией России", и что "этот аспект является самым серьезным нерешенным вопросом японско-российских отношений".
Эта позиция, разумеется, ни для кого не новость. Япония никогда не признавала Курилы российскими и при любом удобном случае об этом напоминала. В стране ежегодно 7 февраля проходит "день северных территорий", в ходе которого местные маргиналы устраивают ритуальные пляски у российского посольства, жгут российский флаг. И надо заметить, власти никогда этому не только не препятствуют, а даже сами участвуют в этом шабаше. Нет, флаг РФ они, конечно, не жгут, отмечают по "своему", вполне официально – проводят общенациональный съезд, посвященный теме "возвращения" островов, в которому участвуют члены правительства, включая премьер-министра и главу МИД.
Впрочем, все это, скорее, работа на внутреннюю аудиторию. В дипломатии японцы все же стараются соблюдать рамки приличия. Вернее, старались делать это с 2003-го года, когда перестали упоминать "оккупированные острова" в "Синей книге".
Начиная со второго десятилетия текущего века отношения между нашими странами тогда начали постепенно теплеть. В 2013-м
А в 2018-м на встрече в Сингапуре лидеры двух стран договорились об активизации переговоров на основе Декларации 1956 года.
Документ тот подразумевал возможность передачи двух островов Токио в порядке жеста доброй воли после подписания мирного договора. Но в Японии "возврат к декларации" восприняли как готовность России отдать не два, а четыре острова и не после подписания мирного договора, а до. И не в порядке жеста доброй воли, а в обязательном порядке.
И о чем было с ними говорить после этого?
Разумеется, не получилось и никакой совместно деятельности, потому что Токио был согласен вести ее только на основании своих законов, как будто Курилы были их территорией. И даже одергивал те компании, которые готовы были проявить инициативу и самим начать работать на островах, но по законам РФ.
Не знаю, питал ли кто-либо иллюзии насчет японцев, которые хоть и пытались напоминать о якобы существующем между нами территориальном споре, но в дипломатии старались делать это дипломатично? Подобная ситуация, когда партнер не готов к компромиссу, но делает это вежливо – могла бы продолжаться очень долго. Однако "вежливость" потомков самураев кончилась год назад, когда они впервые за 19 лет упомянули "оккупированные северные территории" в своей Синей книге, что является четким дипломатическим сигналом о том, что компромисс больше невозможен.
Произошло это вскоре после начала СВО на Украине, когда Запад дружно осудил нашу страну и ввел против нее санкции, к которым Япония, будучи частью этого коллективного Запада, незамедлительно присоединилась. Тут же прозвучали и не очень дипломатические высказывания некоторых политиков. Так директор департамента Европы японского МИД Хидэки Уяма, комментируя начало
После этого в нашем МИД заявили, что Россия отказывается продолжать переговоры по мирному договору с Японией, а заодно выходит из диалога о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах и останавливает безвизовые поездки японских граждан на острова.
Нет, не из-за высказываний, а из-за позиции, из-за санкций, в первую очередь. Ведь, как говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства, невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны.
В ответ на это Токио… выразил сожаление. А чего они ждали? Что они против нас санкции вводить будут, а мы с ними переговоры вести? Я уж молчу об изначально неконструктивной позиции, пытающейся увязать несовместимое: мирный договор и переговоры о передаче островов, которые, если что, прямо запрещены российской Конституцией. Просто тут нужно понимать, что против России ведется гибридная война, и Япония в ней участвует, как это ни называй – они не только санкции против нас ввели, они еще Украине помогают материально.
В декабре прошлого года премьер-министр Японии Фумио Кисида назвал ситуацию в японско-российских отношениях "крайне сложной" и заявил, что пока не видит условий для обсуждения мирного договора, отметив, что Токио будет придерживаться политики, "направленной на решение территориальной проблемы и заключение мирного договора".
А в начале января замглавы МИД РФ Андрей Руденко напомнил, что Япония не отказывается от антироссийского курса, поэтому диалог по мирному договору невозможен.
Это вызвало нервную реакцию японской стороны. В посольстве Японии в России эту позицию назвали "крайне прискорбной и абсолютно неприемлемой". А Кисида заявил, что позиция японского руководства в отношении
И вот снова антироссийский выпад в "Синей книге". Они реально необучаемы? На что они рассчитывают при таком подходе? Или сами все прекрасно понимают, но вынуждены говорить то, что ждет от них собственная паства в Японии и американские "партнеры", которые, в конченом счете, являются главным выгодоприобретателем от эскалации в регионе?
Или, может, они всерьез поверили "партнерам", что "стратегическое поражение России" неизбежно, и ждут, как стервятник, чтобы урвать свой кусок добычи, если Россия проиграет противостояние с Западом?
Стоит ли обращать внимание? Или махнуть рукой? Или хотя бы намекнуть нашим не очень дружелюбным соседям, что чрезмерная недружелюбность может быть чревата куда более серьезными последствиями, чем прекращение и без того зашедшего в тупик диалога?
Напомню, что японские компании сохранили свои доли в нефтегазовых проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2", приняв новые правила, установленные Москвой, на фоне уходов Exxon Mobile и Shell.
А как же солидарность с партнерами на Западе? А как "незаконное нападение на Украину"? Или солидарность солидарностью, а табачок врозь? Ничего личного – только бизнес? К "потолку цен" на российскую нефть Япония тоже не присоединилась – единственной из стран G7, несмотря на коллективное решение.
Зависимость Японии от импорта энергоносителей означает, что она не сможет выжить, не продолжив покупать нефть и газ у России, заявил недавно Financial Times глава корпорации ITOCHU Масахиро Окафудзи.
А каково это покупать у "оккупанта"-то? Ничего не жмет?
Кстати, вопрос с долей Shell в "Сахалине-2" пока окончательно не решен. В прошлом году на нее китайцы заглядывались, так может, стоит отдать? А ведь японцы этого боялись панически.
Да, в "Синей книге" еще говорится о том, что Токио обеспокоен и намерен с точки зрения национальной безопасности продолжать пристально отслеживать укрепление военных связей между Россией и Китаем. В частности, их напрягает проведение совместного воздушного и морского патрулирования районов вокруг Японии.
Простите, а как вы хотели? Ничего, что Япония еще со времен Синдзо Абэ переписывает свою пацифистскую конституцию, наращивает вооружения, проводит совместные военные учения с США? Или это типа другое?
В общем, потомкам самураев пора уяснить, что критическая зависимость от российской нефти и газа плохо совмещается с хотелками по поводу российских территорий.
И да, хочу напомнить, что, если что, не только у вас есть территориальные амбиции. Не разевайте роток на Курилы, если не хотите потерять Сенкаку. А то может, пора признать архипелаг китайским?
Дмитрий Родионов
Читайте нас: