Тяжелый авианесущий крейсер "Киев", 1986 г. Фото Минобороны США
В годы Холодной войны вероятный противник в лице ведущих стран НАТО тщательно следил за развитием вооруженных сил СССР, в т.ч. военно-морского
Предмет интереса
В конце шестидесятых годов в СССР был разработан проект тяжелого авианесущего крейсера «1143» или «Кречет». В середине 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) был заложен головной корабль этого типа – «Киев». Его спустили на воду в последние дни 1972 г., а в самом конце 1975-го приняли в состав ВМФ. В следующем году корабль прибыл в Североморск и начал службу в составе Северного флота.
Разработка и строительство первого советского тяжелого авианосца с самолетами на борту не остались незамеченными за рубежом. Вероятный противник пытался получить любую доступную информацию о проекте 1143 и о строящемся «Киеве». Для этого США, Великобритания и другие страны применяли различные средства и подходы.
Так, корабли и самолеты НАТО, при выходе советского авианосца в море, старались следить за ним и фиксировать передвижения и маневры. Кроме того, при возможности, делались фотографии и проводилась киносъемка. Все это позволяло увидеть те или иные особенности конструкции, определить примерные характеристики и т.д.
Подлодка HMS Swiftsure. Фото Globalsecurity.org
Однако часть наиболее интересных сведений оставалась недоступной. В частности, у вероятного противника не было возможности изучить подводную часть корабля, а также сделать качественные записи производимого им шума. Такие материалы позволили бы сделать некоторые выводы, а также помогли бы в дальнейшем развитии подводных сил и в подготовке моряков.
Подводная операция
Решать новую задачу разведки и добывать важные данные взялся КВМФ Великобритании. Был проработан план операции с привлечением одной из новейших атомных подлодок. Ей предстояло найти в море советский крейсер «Киев», приблизиться к нему на минимальное расстояние и сделать необходимые записи.
Возможность провести такую операцию появилась в апреле 1977 г. В середине месяца корабли и
На момент проведения советских учений в Баренцевом море находилась британская атомная подлодка HMS Swiftsure (S126) одноименного проекта. В связи с этим экипаж под командованием капитана Джона Спеллера получил приказ найти советский ТАВКР и собрать необходимые данные.
Рулевой на центральном посту "Свифтшура". Фото Минобороны Великобритании
Предполагалось, что «Свифтшур» справится с такой задачей. Эта лодка являлась головным корпусом одноименного проекта и была заложена в 1969 г. В боевой состав КВМФ ее приняли в 1973-м. АПЛ предназначалась для патрулирования в разных районах Мирового океана и поиска кораблей и подлодок вероятного противника. В проекте Swiftsure использовались новые технические решения и современное оснащение, что должно было повысить эффективность поисков и применения вооружений.
В нескольких метрах
Как сообщают британские источники, экипажу подлодки удалось обнаружить советский корабельный отряд во главе с авианесущим «Киевом». Используя все возможности своего корабля, британские подводники вышли на кильватерный след отряда и начали скрытное преследование.
В течение нескольких следующих часов HMS Swiftsure (S126) двигалась за кораблями и постепенно сокращала отрыв. При этом подлодке приходилось держаться четко за ордером, чтобы оставаться в мертвой зоне корабельных гидроакустических комплексов. Кроме того, выдерживалась оптимальная скорость, позволявшая догонять корабли, но не вызывающая излишний шум.
В итоге подводникам удалось нагнать ТАВКР «Киев» и оказаться практически под ним, и можно было приступать к сбору информации. Однако на этом этапе возникли серьезные риски. Экипажу Swiftsure пришлось тщательно следить за движением и маневрами крейсера. В связи с минимальным расстоянием до корабля в любой момент могло произойти столкновение. Корабль с полным водоизмещением 41 тыс. т без труда мог бы фатально повредить и потопить АПЛ с водоизмещением 4,9 тыс.т.
Подводная часть "Киева", снятая через перископ Swiftsure. Качество снимка оставляет желать лучшего. Фото Минобороны Великобритании / Thedrive.com
Тем не менее, задача была решена. Акустики «Свифтшура» сделали необходимые записи шумов – практически в идеальных условиях, без помех со стороны других кораблей. Кроме того, через перископ сделали несколько фотографий подводной части авианесущего крейсера. В объектив попали фрагменты днища, гребные винты и валы. Впрочем, качество снимков, сделанных на глубине порядка 7-9 м, оставляет желать лучшего.
Завершив съемку и запись, Swiftsure сбросила скорость и отстала от советского отряда. Отход так же осуществлялся в мертвой зоне и под прикрытием кильватерного следа и занял некоторое время. После сбора данных и решения других задач в северных морях подлодка вернулась на базу в Великобританию.
Результаты и вопросы
По понятным причинам, операция по отслеживанию ТАВКР «Киев» была секретной. Сам факт ее проведения и результаты разведки оставались тайной в течение длительного времени. Лишь в недавнем прошлом были опубликованы основные данные и воспоминания участников с британской стороны.
По известным данным, запись шумов позволила уточнить некоторые характеристики авианесущего крейсера. Кроме того, она помогла дальнейшему развитию британских и иностранных гидроакустических систем, а также подводных лодок и их вооружений.
Подводные элементы корабля. Фото Минобороны Великобритании / Thedrive.com
Согласно воспоминаниям британских подводников, вся «погоня» за авианосцем прошла гладко. HMS Swiftsure (S126) себя не демаскировала и не была обнаружена советской противолодочной обороной. Однако встречаются упоминания обратного. Так, согласно некоторым источникам, советские гидроакустики все же обнаружили подлодку и в течение некоторого времени поддерживали контакт. Атаковать ее или предпринимать другие рискованные действия, по понятным причинам, не стали.
Кроме того, критике подвергается вся
По всей видимости, АПЛ «Свифтшор» действительно смогла найти советский корабельный отряд во время учений и приблизиться к нему. Также могли вести наблюдение и собирать ту или иную информацию, вплоть до шумовых сигнатур конкретных кораблей. При этом нельзя исключать, что известные рассказы и воспоминания об этой операции частично не соответствуют действительности, и в них присутствует некоторый элемент вымысла или байки.
Впрочем, проникновение подлодки в центр чужого корабельного ордера не является невозможным. Советские подводники тоже делали это, причем их «целью» были авианосцы ВМС США, всегда имевшие хорошее корабельное и противолодочное прикрытие. Было показано, что при грамотных действиях экипажа и с некоторой долей везения можно преодолеть даже такую оборону.
Один из гребных винтов авианосца. Фото Минобороны Великобритании / Thedrive.com
Далекое прошлое
Подлодка HMS Swiftsure (S126) продолжала службу до 1992 г. После этого ее вывели из боевого состава КВМФ в связи с повреждениями атомной энергоустановки и значительной выработкой ресурса. Списанный корабль поставили в отстой, где он пребывал в течение долгих лет в ожидании утилизации.
Первый советский ТАВКР «Киев» продолжал полноценную службу и выходил в море до конца 1991 г. После очередного возвращения из похода его дальнейшая судьба оказалась под вопросом. В связи с недостатком финансирования и общими проблемами флота, в 1993 г. крейсер списали. В дальнейшем его продали частной организации, а в 2000 г. корабль отбуксировали в Китай для перестройки в музей. Позже его переоборудовали в необычный отель.
Советский и британский корабли давно закончили службу и были списаны. Однако они оставили след в истории своих флотов, а также в той или иной мере повлияли на их развитие. Кроме того, в их «биографии» был общий эпизод, показывающий специфику взаимодействия ВМФ противников по Холодной войне.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: