В начале марта группа сенаторов подала на рассмотрение Конгресса США проект закона, который призван ограничить работу иностранных цифровых платформ. Прежде всего билль направлен против сервиса TikTok, однако его действие распространяется на любые продукты IT-компаний из Китая, России, Ирана и ряда других «авторитарных» государств.
В случае принятия билль 686, известный как «Закон об ограничении возникновения угроз безопасности, которые угрожают информационно-коммуникационным технологиям» (RESTRICT), позволит полностью блокировать работу цифровых платформ, «угрожающих экономической и национальной безопасности Соединенных Штатов». Соответствующие полномочия получит Министерство торговли США, а также Белый дом.
При этом нарушения законодательства будут караться административными и уголовными наказаниями, которые включают в себя штраф в размере до 1 миллиона долларов, а также тюремный срок до 20 лет. Нынешняя версия законопроекта предусматривает уголовную ответственность в случае, если есть доказательства того, что незаконное деяние было совершено умышленно.
Многие пользователи соцсетей усмотрели в законопроекте стремление администрации Джо Байдена ввести тотальную цифровую цензуру, которая должна лишить их доступа к «неудобным» платформам, поскольку государству ничто не мешает признать любой сайт «угрозой национальной безопасности». При этом нарушитель рискует столкнуться с суровым наказанием.
Впрочем, как отмечает американист Дмитрий Дробницкий, у США пока не было опыта тотальной цензуры интернета и его пользователей, поэтому говорить о том, куда может привести Соединенные Штаты новый билль, преждевременно.
«Как будет работать билль, пока никто не понимает — об этом вовсю говорят скептики в самих США. Потому что столь масштабных действий в отношении цифровых платформ до сих пор не предпринималось, и у Вашингтона такого опыта нет. Более того, в свое время, когда эти платформы только стартовали, они были на особом положении. Было сказано, что они освобождаются от ответственности за информацию, которую размещают пользователи. В результате сами корпорации начали проводить цензуру на своих площадках. Но в целом государственного контроля над цифровыми платформами не было. Попытка как-то контролировать сети — это для них опыт новый», — считает эксперт.
По его мнению, через принятие закона RESTRICT администрация может попытаться установить контроль над американскими цифровыми корпорациями, которые ведут достаточно независимую политику и фактически представляют собой отдельный центр силы внутри США.
«Все эти цифровые империи достаточно могущественны. Они фактически работают вне юрисдикции, и все попытки "наехать" на них со стороны конгресса выглядели, конечно, красиво, но практических результатов не принесли. Они как делали, что хотели, так и делают.
Влияние цифровых империй и транснациональных корпораций гораздо сильнее, чем влияние американских спецслужб. Технологически эти империи подкованы гораздо лучше. И их влияние на общественную и политическую жизнь, в том числе в вопросах назначения чиновников, огромно.
С точки зрения всей антикитайской политики, в США самая большая проблема — это "большая цифра". Они не хотят отказываться от связи с Китаем. На словах они, конечно, поддерживают все хорошее против всего плохого, но на практике активно саботируют антикитайские решения, впрочем, как и лоббистские структуры других транснациональных корпораций — просто потому, что на Китай приходится большая доля мировой торговли», — объясняет американист.
В то же время Белый дом может столкнуться с противоположным эффектом, поскольку у спецслужб и государственных органов США отсутствуют необходимые ресурсы для борьбы с влиянием зарубежных IT-корпораций. И для этого американским ведомствам придется обращаться к боссам цифровой индустрии, что будет играть лишь на усиление их позиций.
«Единственное, что можно более-менее успешно "отрезать", — это TikTok. Но идти с этим вопросом все равно придется к крупным корпорациям, потому что именно у них сосредоточены ресурсы, необходимые для выполнения этой задачи. Тем более что США никогда не сосредотачивали ресурсы, необходимые для осуществления контроля над Сетью, прослушки и тому подобных вещей в государственных структурах. Эти функции выполняют подрядчики. Поэтому все равно этим всем будут заниматься определенные доверенные цифровые корпорации. Более того, за действия по сокрытию от общественности каких-то вещей, связанных с безобразиями Хантера Байдена, государству пришлось идти на поклон к "большой цифре", еще и деньги платить. Хотя теоретически могло просто приказать.
Да, госорганы могут попытаться оттянуть на себя часть контроля, но пока попыток этого сделать не было. Если захотят в очередной раз "наехать" на "большую цифру", вероятно, могут и этот закон использовать. Но пока все выглядит так, что Meta✱ (компания признана экстремистской в РФ), Twitter и иже с ними получат еще большую власть, чем они имели до этого. Просто потому, что они получат возможность на легальной основе "душить" конкурентов. Можно что угодно делать, но пока всю самую жесткую цензуру осуществляли сами цифровые компании», — резюмировал Дробницкий.
- ✱ - компания внесена Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму
Олег Климов
Читайте нас: