На днях отмечалась уже девятая годовщина воссоединения Крыма с Россией. Оглядываясь назад, глава Республики Крым Сергей Аксенов оценивает весь пройденный полуостровом путь в целом как историю успеха и как историю преодоления.
«Крым за девять лет прошел огромный путь, такого никто и никогда раньше не делал. Но и проблемы у нас тоже были, можно сказать, уникальные, с которыми тоже никто и никогда не сталкивался. Например, вряд ли в мире есть регион, который бы восемь лет жил в условиях жесткой водной блокады. Когда более двух миллионов человек были в один момент лишены 80% пресной воды, которая поставлялась на полуостров по Северо-Крымскому каналу. Или ситуация с энергоблокадой в 2015 году. Тогда наш полуостров в результате теракта, устроенного Киевом, практически мгновенно лишился более чем 80% электроэнергии, которая тоже поставлялась с территории Украины», – отмечает глава Крыма.
Также вспоминает транспортную, продовольственную блокады, бегство украинских банков вместе со сбережениями крымчан и разрыв связей между предприятиями Крыма и Украины.
«Но все эти и другие вызовы мы успешно преодолели. Сделать это могла только одна страна в мире, Россия, и только один народ, российский», – заключает он.
– Для многих тогда это событие казалось фантастикой – буквально за месяц в страну по собственному желанию вошли два субъекта Федерации, уйдя из другого государства. Вы сами могли еще в середине 2013 года представить, что это возможно?
– Нет. Не только в середине 2013-го, но и в начале 2014-го. Крымскую весну вообще можно назвать геополитическим чудом – столько позитивных для нас факторов удачно сошлось в один момент времени. Но главными факторами были единство и решимость крымчан отстаивать свою свободу и историческое решение нашего Президента. Если бы не было хотя бы одного из этих факторов, Крым не был бы сегодня российским регионом. Это к вопросу о роли масс и личности в истории.
– Какой эпизод ярче всего вам запомнился из событий той самой весны?
– Конечно, подписание договора о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации в Георгиевском зале Кремля 18 марта 2014 года.
При этом уже упомянутые проблемы, с которыми пришлось столкнуться Крыму, крымчане пережили и не разочаровались в своем выборе. Они, по словам Сергея Аксенова, руководствовались не какими-то материальными, корыстными мотивами. По его мнению, это скорее был цивилизационный, нравственный, духовный, культурный выбор: «Люди готовы преодолеть любые трудности если у них есть высокая цель. Если бы такой цели не было, то ничего бы у нас не получилось».
– Когда Крым только вошел в Россию, в обществе звучал определенный скепсис насчет целесообразности этого: мол, рядом с тем же Сочи Крым как курорт не выдерживает никакой критики и не так плодороден, как Кубань. За 9 лет полуострову удалось доказать, что его вернули домой не только из геополитических соображений?
– Крым пока является дотационным регионом. Но мы движемся вперед. По итогам 2022 года наша республика находится на 45 месте в рейтинге регионов по качеству жизни населения (по данным «РИА Рейтинг»). В 2015 году мы были на 76 месте. Но, думаю, что примитивный бухгалтерский подход в данном случае неприемлем. Когда речь идет о геополитике, восстановлении исторической справедливости и спасении людей, такой подход граничит с предательством. Россия спасла более двух миллионов соотечественников от геноцида. И сегодня спасение людей – одна из главных целей СВО.
– О проблемах с инфраструктурой в Крыму в эпоху украинского владычества знали все, с возвращением в Россию в реконструкцию региона начали вкладывать энергию и финансы. На ваш взгляд, что за 9 лет стало главной инфраструктурной победой и какую проблему в этом секторе еще предстоит в будущем решить?
– Главные проекты в сфере инфраструктуры уже реализованы. Это строительство Крымского моста, трассы «Таврида», нового терминала Симферопольского аэропорта, новых электростанций, энергетического моста. Плюс разблокировка Северо-Крымского канала нашими военными и возвращение на полуостров днепровской воды. Все это – своего рода каркас крымской экономики, без которого дальнейшее развитие было бы невозможным. Проблем хватает в любой отрасли – от дорожного строительства и здравоохранения до модернизации сетей водо- и электроснабжения, но база для их решения создана. Это главное.
Уже год идет специальная военная операция, крымчане наравне с остальными соотечественниками воюют на фронте, защищая в том числе сделанный ими выбор. Сергей Аксенов уверенно заявляет, что крымчане и в 2014 году были готовы отстаивать свой выбор с оружием в руках: «Крымчане, конечно, надеялись на лучшее, но в общем было понятно, что угроза для Крыма и России будет существовать, пока существует киевский режим».
– Что вы могли бы сказать всем тем, кто до сих пор говорит о Крыме как о «незаконно аннексированном Россией» полуострове и украинцам, обещающим «освободить» Крым в скором времени?
– Это враги, о чем с ними можно разговаривать? Они все понимают, но признать правду им мешает ненависть к нашей стране или материальная зависимость от западных хозяев, или и то, и другое. Разговоры здесь бесполезны, мы свой выбор сделали и никому ничего доказывать не собираемся.
– Рано или поздно спецоперация закончится, мирная жизнь вернется. Каким вы видите путь Крыма после этого, в каком направлении он должен развиваться прежде всего?
– Потенциал у Крыма колоссальный: это и курорты, и сельское хозяйство, и перерабатывающая промышленность, и судостроение, и многое другое. Наша республика должна стать одним из передовых регионов России, процветающим и самодостаточным, это наша стратегическая цель. Так и будет.
Ангелина Боярская
Читайте нас: