История многострадального проекта «Суперджет-100» совершила очередной резкий поворот. Так и не успевший полностью «обрусеть» ближнемагистральный лайнер отправился за кордон, откуда к нам когда-то и пришел, и не обещал вернуться.
Буквально несколько недель назад мы рассказывали о том, что «Суперджет», равно как другие отечественные лайнеры МС-21 и Ил-114, ищут новое пристанище в Индии. Глава ОАК Слюсарь высказался в пользу переноса производства этих самолетов в Юго-Восточную Азию с последующей локализацией:
100-местная машина здесь востребована в первую очередь на внутренних перевозках, страна большая, на наш взгляд, такие самолеты подойдут. Ну а мы готовы оказать всю необходимую помощь и с технологической, и с технической стороны, потому что Индия – это наши большие друзья. Мы бы хотели, чтобы эта дружба развивалась не только в военной сфере, но и в гражданской.
Помнится, тогда мы высказали гипотезу, что решение о возможности выноса производства за рубеж может быть связано с известными проблемами в области импортозамещения комплектующих западного производства. Изначально их доля в ближнемагистральном «Суперджете» достигала трех четвертей, а в среднемагистральном МС-21 – примерно половины. Локализация российских самолетов в Индии теоретически позволила бы обойти санкционные ограничения по комплектующим. Однако, судя по всему, в Нью-Дели все же не заинтересовались таким форматом международного сотрудничества.
По данным издания Gulf News, «Суперджет-100» улетает из России в Объединенные Арабские Эмираты, где и начнет серийно производиться с 2025 года. Сообщается, что наша Объединенная авиастроительная корпорация покидает российско-итальянское СП SuperJet International (SJI), через которое российские самолеты поставлялись на западные рынки. ОАК продаст свою долю в размере 49% акций компании Mark AB Capital Investments из ОАЭ и полностью выходит из данной программы.
Структура собственников теперь выглядит следующим образом: 49% акций принадлежит Mark AB Capital, 41% - Studio Guldotti International и 10% - Leonardo. Новый совладелец вложит в проект аж 190 миллионов долларов, из которых 110 пойдет в расширение производственных мощностей в Венеции. Итальянско-арабские партнеры намерены заняться разработкой новых версий «Суперджета», включая не только пассажирские и деловые, но и грузовые модификации. В их планах продать не менее 240 лайнеров на рынке ОАЭ и Индии.
Производиться некогда российский ближнемагистральный самолет будет в Эмиратах, а финальная кастомизация будет происходить в Венеции. Также в Италии будет открыт центр, который будет заниматься сертификацией новых моделей лайнера, обучением персонала, продажами и послепродажным обслуживанием. В качестве поставщиков комплектующих выступят две арабские компании Strata и Sanad.
Первая имеет партнерские отношения с ведущими мировыми производителями самолетов, такими как Airbus, Boeing и Leonardo-Finmeccanica Aerostructures Division, а также является поставщиком комплектующих первого уровня для Pilatus, SAAB и SABCA. Владельцем Strata является Mubadala Investment Company (Mubadala), инвестиционная и девелоперская компания, базирующейся в Абу-Даби, являющаяся частью инвестиционной платформы ОАЭ, целью которой является содействие развитию ведущего аэрокосмического центра в Абу-Даби. Вторая компания, Sanad, также принадлежит Mubadala Investment Company PJSC и предоставляет услуги по финансированию, лизингу и техническому обслуживанию для глобального аэрокосмического, энергетического и промышленного секторов.
Феерический финал перспективного российского лайнера, ничего не скажешь. Под этот проект вполне сознательно в свое время убили полностью готовый к производству отечественный ближнемагистральный Ту-334, ошельмовав его при помощи разномастных экспертов и аналитиков. Зато «Суперджет-100» стал для нашей страны поистине «золотым», столько бюджетных средств в него было вбухано. И вот теперь этот лайнер становится даже не российско-индийским, а итальянско-арабским. Сделка века!
На замену «Суперджету» внутри России анонсирована его на 100% импортозамещенная версия под названием Superjet-New, которая должна пройти сертификацию, как обещано, до конца 2023 года. Звучит здорово. Но есть вопросы.
Авиационный двигатель ПД-8, должный заменить французский агрегат, пока что даже не сертифицирован, и начало его серийного производство по самым оптимистичным планам ожидается не ранее 2024 года. Разве можно говорить о полностью импортозамещенном Superjet-New без отечественного двигателя? Также есть сомнения в том, можно ли реально в наших санкционных условиях так быстро импортозаместить три четверти комплектующих самолета? Если у нас действительно сумели столь оперативно наладить производство отечественных компонентов для «Суперджета», так почему бы не начать зарабатывать, поставляя их на конвейер в Индию или ОАЭ?
После ознакомления с такими управленческими решениями почему-то остается какое-то чувство недосказанности.
Сергей Маржецкий