Издавна морские пути считались основными артериями, связывающими все части света в единую коммерческую систему. Выход к водным просторам до сих пор является важным фактором экономического развития.
На сегодняшний день всеобщая доля мировой морской торговли составляет более 14 триллионов долларов. Треть суммы приходится на страны Черного континента. Однако отсутствие собственной судостроительной инфраструктуры значительно ограничивает доступ к мировому богатству.
Как развивается кораблестроение в Африке и с какими опасностями сталкивается отрасль — читайте в материале международной редакции Федерального агентства новостей.
Нигерия и топливный кризис
Одной из самых богатейших стран континента традиционно считается Нигерия. Имея удобное расположение, республика обладает серьезным потенциалом, чтобы носить звание «владычицы морей» в Черной Африке.
Причиной упадка отрасли стала внутренняя нестабильность. Постоянные нападения террористических группировок и коррупция мешают развитию как экономики в целом, так и судостроению в частности. Страна периодически сталкивается с топливным кризисом, несмотря на добычу и переработку черного золота.
Экономические кризисы 2016 и 2020 годов в значительной степени негативно повлияли на развитие сектора. Постепенно правительство Нигерии отказалось от строительства собственных кораблей в пользу покупки барж и танкеров из-за рубежа.
Тенденция коснулась и военного судостроения. По данным исследователей, производство эскадренного миноносца с водоизмещением в шесть тысяч тонн требует в пять раз больше материальных и человеческих ресурсов, чем для возведения гражданского лайнера.
ЮАР — африканский центр военного судостроения
Корабли, которые выпускаются со стапелей в Кейптауне, затем экспортируются для нужд армий государств, которые имеют выход к морю. На заводах ЮАР производятся аппараты различных габаритов и назначения: от патрульных катеров до мощных фрегатов.
Основными покупателями являются ВМС Нигерии и Мозамбика. Однако южноафриканская продукция пользуется спросом и за пределами континента.
Королевские военно-морские силы Австралии и Новой Зеландии, флот Сингапура и Вооруженные силы Индонезии — все они покупают корабли и моторные лодки у Претории.
Одним из главных современных центров производства многоцелевых фрегатов ЮАР является верфь Damen Shipyards. Завод
Внутреннее судоходство
Помимо производства крупных кораблей, предназначенных для освоения морей и океанов, в Африке набирает популярность строительство гаваней для ремонта и производства маломерных судов. Лайнеры и баржи с небольшим водоизмещением работают на реках и озерах континента.
В последнее время правительство Танзании развивает программу, направленную на восстановление портов на берегу Малави и озера Виктория. По словам представителей власти, такое судоходство положительно влияет на внутренние экономические районы и способствует процветанию торговли со странами, не имеющими выхода к морю.
Судно создано на национальной верфи, расположенной на берегу озера Виктория. Согласно проекту, корабль может вмещать в себя 1,2 тысячи пассажиров, а также грузовые и легковые автомобили.
На сегодняшний день около 80% работ завершено. По словам инженеров, менее чем через четыре месяца лайнер сможет курсировать между крупными городами Уганды и Танзании, что укрепит торговые отношения в регионе.
Судостроение как экономический стимул
Африканское судостроение в большей степени зависит от импорта из государств Азии и Европы. Навигационные системы, двигатели, оснастка — все это закупается за рубежом.
Однако тенденция последних лет такова, что страны континента стремятся к независимому производству кораблей. Развитие отрасли позволяет сэкономить средства, которые можно реализовать в других сферах.
Кроме того, возведение новых заводов и верфей создает дополнительные рабочие места, что позитивно сказывается на национальной экономике. Зачастую африканские страны приглашают зарубежных инвесторов, чтобы дать толчок к развитию сектора.
После 70-летнего перерыва в стране вновь начнут строить корабли как гражданского, так и военного назначения. В составе правительства уже создано отраслевое ведомство, которое станет заниматься глубоководным промыслом.
На верфи работают только кенийские сотрудники. Впервые в истории республики появились специалисты, занимающиеся сваркой корпусов кораблей.
Всего, согласно статистике, производство создало более 10 тысяч рабочих мест. Проект развития судостроения в Кении является одним из удачных примеров того, как отрасль борется с безработицей.
Перспективы развития
Судостроение является неотъемлемой частью морской торговли. Наличие доступных верфей и гаваней в Африке позитивно скажется на развитии материка.
Существуя в единой экосистеме, страны Черного континента смогут получить большую выгоду. Однако бедность, нестабильность и природные аномалии оттягивают внимание правительств многих республик от развития кораблестроения.
На сегодняшний день лишь несколько стран Африки могут позволить себе заниматься строительством крупных производственных объектов морской инфраструктуры. Вместе с тем, несмотря на многие кризисы, судостроение продолжает развиваться на материке.
Василий Шмыров
Читайте нас: