После начала СВО Запад ввел беспрецедентные санкции против России, ожидая краха ее экономики. Однако этого не произошло, пишет Die Welt. Она оказалась намного более устойчивой, чем ожидал Запад, и почти не пострадала благодаря правительственным мерам и новым стратегиям.
Санкции Запада должны были больно ударить по России. Но экономические показатели свидетельствуют о том, что эту цель до сих пор достичь не удалось. В 2022 году экономика страны сократилась лишь на 2,5-3,5%. А объемы импорта, напротив, увеличились.
В прошлом году Запад ввел беспрецедентное количество санкций против России. Ни одна другая страна не подвергалась столь массированному воздействию подобными мерами. Но при этом упорно игнорируется тот факт, что Россия — огромная страна, что мир многообразен, а эффект от экономических ограничений на удивление мал.
Конечно, в 2022 году в стране произошло уменьшение ВВП, но оно составило лишь 2,5-3,5%, что значительно меньше, чем изначально прогнозировалось.
Правда, введенное недавно эмбарго на нефть и нефтепродукты — самые важные экспортные товары России — привело к большему сокращению ее доходов. Тем не менее даже после начала спецоперации на Украине Россия смогла заработать на экспорте этих и других сырьевых ресурсов. Кроме того, разумная политика Банка России способствовала тому, что экономика страны не испытала сильного шока.
Но все это не объясняет, почему же российская экономика настолько успешно вышла из положения в таких сложных условиях. Скорее произошло нечто, на что никто не рассчитывал: российский импорт, который Запад намеревался сильно сократить, хотя и не без проблем, но все же осуществлялся, причем довольно легко и в больших объемах, чем предполагалось.
И это касается не только товаров ежедневного спроса, но и высокотехнологичной продукции. Согласно последним данным российского Центробанка импорт товаров и услуг в 2022 году оценивается в 346 миллиардов долларов. Это всего на 9% меньше, чем в 2021 году.
При этом западные санкции и добровольный уход некоторых европейских и американских компаний из России все же нанесли удар по ее экономике. Перед началом СВО курс рубля составлял 85 рублей за один евро. Обвал валюты был остановлен интервенциями Центробанка 11 марта, когда рубль опустился до максимального уровня в 132,95 рубля за один евро.
Удивительно, но факт: после этого курс поднялся до невероятных 54 рублей за один евро. Причиной этого, помимо интервенций на рынке капитала, стало и то, что денег от экспорта сырьевых ресурсов было предостаточно, просел лишь импорт.
Но дисбаланс исчез так же быстро, как и возник. "В основном, объем импорта сохранился", — подчеркнул Антон Свириденко, директор московского Института экономики роста им. П.А.Столыпина, в интервью экономическому порталу РБК. По его словам, при желании можно купить почти все. Для того чтобы это стало возможно, должно было совпасть множество факторов.
Во-первых, нашлись страны, которые хотя и избегали широкомасштабных нарушений санкций и не хотели сами попасть под вторичные ограничения со стороны Запада, но все-таки не желали изоляции России. Эта позиция открыла многие возможности.
Некоторые государства увеличили торговлю с Россией. Об этом свидетельствует исследование известной американской общественной организации Silverado Policy Accelerator. Эти страны стали перевалочными пунктами для западных товаров, которые больше не могли попасть в Россию напрямую.
Так, например, Китай, по сведениям его собственной таможни, в прошлом году увеличил экспорт в Россию на 12,8% до уровня в 76,1 миллиарда долларов. Белоруссия, по утверждению ее премьер-министра Романа Головченко, подняла экспорт товаров в соседнюю страну с 16,4 миллиарда (2021 год) до 22-23 миллиардов.
Данные по Турции свидетельствуют о росте экспорта в Россию в первые одиннадцать месяцев в 2022 году на 54%: он достиг уровня восьми миллиардов евро. В Казахстане рост составил 24% (7,8 миллиарда). В других азиатских странах и в Армении наблюдалась аналогичная тенденция.
Не только эти, но и другие страны превратились в новые логистические хабы, после того как Европа перекрыла прямые пути поставок. Российские компании также — неожиданно для всех — оказались весьма гибкими и проявили удивительную активность в логистике. На 11% повысились инвестиции в этом секторе по сравнению с 2021 годом, что подтверждают данные Центрального банка России.
Большую помощь оказало бизнесу и государство. Причем не столько финансами, сколько либерализацией правил. Уже 30 марта 2022 года, то есть спустя месяц после начала СВО, премьер-министр России Михаил Мишустин подписал важное распоряжение, разрешающее параллельный импорт.
6 мая Минпромторг опубликовало список зарубежных товаров, которые после первой покупки в любой стране могут импортироваться в Россию без разрешения производителя или правообладателя. В конце декабря начальник Федеральной таможенной службы сообщил, что с начала мая товары на общую сумму 20 миллиардов долларов поступили в страну в рамках параллельного импорта: "Это, прежде всего, автомобили, станки, оборудование, производственные линии, но также продукция легкой промышленности".
"Многие факторы способствовали тому, что импорт вновь заработал", — пишет Silverado Policy Accelerator. Помимо параллельного импорта, появления альтернативных поставщиков и маршрутов поставок определенную роль сыграло и создание новых платежных механизмов, а также увеличение трансакций в таких валютах, как юань.
Благодаря этому даже полупроводники и микрочипы до сих пор поступают в Россию, хотя и в значительно меньшем объеме, чем до 2022 года. Тем не менее внимание Запада направлено, прежде всего, на микроэлектронику, ведь высокотехнологичные компоненты применяются и в российской военной промышленности. Более того: они ей жизненно необходимы.
Как показывают расследования RUSI и Conflict Armament Research (CAR), британской следственной организации, отслеживающей поставки вооружения в зоны конфликтов, российская военная промышленность по-прежнему использует сотни западных и азиатских изделий микроэлектроники, многие из которых с 2014 года находятся в санкционных списках.
Судя по всему, российская военная промышленность в последние годы целенаправленно создавала запасы важных для производства компонентов. По данным информационного агентства Reuters, в первые семь месяцев прошлого года Россия ввезла электронные компоненты на сумму 2,6 миллиарда долларов, причем 777 миллионов приходились на продукцию западных компаний.
Заслуживает внимания не только география маршрутов этой особой торговли, но и то, что Китай в ущерб США и ЕС завладел 80% рынка в России, что установили аналитики агентства Reuters вместе с RUSI. Примечательны и методы, с помощью которых Москва получает доступ к этим высокотехнологичным товарам.
С одной стороны, происходит совершенно обычный импорт этих изделий, о котором мало что известно лишь потому, что российская таможня с апреля больше не публикует детализированную статистику. Тем не менее удалось реконструировать 15 тысяч трансакций с электронными компонентами фирм AMD, Analog Devices, Infineon, Intel и Texas Instruments. С другой стороны, необходимые для военной промышленности электронные детали иногда изымают из бытовых приборов, например, из посудомоечных машин или холодильников.
Нехватка запчастей затрагивает не только военный сектор, но и авиакомпании. Недавно генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский отметил в одном из интервью, что пока компания получает запчасти из-за границы в достаточном количестве, хотя сроки поставок увеличились, а цены возросли.
Тем не менее в декабре правительство разрешило российским авиакомпаниям разбирать некоторые модели западных самолетов на запчасти. Газета "Новые Известия" написала, что крупные авиакомпании изъяли из обращения от 15 до 30% своих западных самолетов и приготовили их к каннибализации.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: