Уже
Во-первых, на проекте начали готовить тепловые экраны для замены труб охлаждения. Всего рабочую камеру реактора будет закрывать 27 панелей, а это 23 км труб. Предыдущая технология наварки труб на панели привела к появлению микротрещин. Этому способствовали остатки хлора, которые попадали в крошечные карманы в процессе сварки, что вело к коррозии, а также напряжение металла после сварки, которое разрывало уязвлённый металл труб.
Сейчас специалисты отрывают трубы от панелей и прорабатывают новые технологии сварки. Рассматривался даже вариант крепления труб с помощью хомутов, но он был отброшен как слишком сложный и ненадёжный. Все трубы охлаждения для уже произведённых панелей будут изготовлены и приварены заново и, скорее всего, будет сделано также несколько новых панелей про запас. Тендер на проведение этих работ будет размещён в начале февраля, чтобы уже в марте нашёлся подрядчик и приступил к ремонтным работам.
С отклонениями в геометрии девяти секторов вакуумной камеры всё будет сложнее. Каждый из секторов собирался из трёх частей. Именно это привело к отклонениям в геометрии секторов после сварки трёх частей в одно изделие. Эти отклонения разные для каждого сектора. Например, чтобы привести к требуемым допускам сектор №6 (уже установленный в шахту реактора), по периметру стыков придётся нарастить примерно 73 кг металла. Для сектора №1(7) потребуется наращивание 100 кг металла, а для наиболее пострадавшего из трёх измеренных секторов сектора №8 — целых 400 кг металла.
Для наращивания металла по месту будущих сварных швов каждый сектор придётся освободить от тех же тепловых экранов и другого оборудования, которое будет мешать в процессе проведения работ. Для наращивания секторы разместят на специальных платформах. Сектор №6 при этом придётся извлекать из шахты, что тоже довольно сложная операция, ведь каждый из секторов весит 440 т (высотой с пятиэтажное здание и весом с Airbus A380, как характеризуют эти изделия представители ИТЭР).
Подрядчик для проведения восстановительных работ на секторах рабочей камеры будет выбран до начала лета. Вместе с ИТЭР над этим будет работать государственный французский регулятор в сфере ядерной энергетики. Технология будет опробована на множестве образцов, а после завершения работ все швы проверят в полном объёме методом неразрушающего контроля. Работы предстоят достаточно сложные, но вполне осуществимые.
«Здесь нет никакого скандала, — сказал генеральный директор ИТЭР Пьетро Барабаски. — Такие вещи случаются. Я видел много подобных проблем, и гораздо хуже...»
Читайте нас: