CBDC или зачем США понадобился «цифровой доллар»
Президент США Джо Байден еще в марте 2022 года подписал
В указе изложены пять основных целей: защита потребителей и инвесторов, денежно-кредитная стабильность, снижение рисков для финансовой и национальной безопасности, экономическая конкурентоспособность и ответственные инновации. В нем также содержится просьба о проведении дополнительных работ по разработке цифровой валюты центрального банка (CBDC — Central bank digital currency).
Следует отметить, что в начале текста президентского указа, словосочетание «цифровая валюта центрального банка — CBDC» указано без конкретизации, что эта цифровая валюта США. Далее по тексту говорится прямо, что администрация президента приветствует участие США в международных форумах, связанных с CBDC, а также в межгосударственных переговорах и пилотных проектах с участием CBDC. Чуть ниже всё же говорится, что любая будущая платежная система в долларах должна быть спроектирована таким образом, чтобы соответствовать приоритетам США: «CBDC США должна быть совместима с CBDC, выпущенными другими монетарными властями, что могло бы способствовать более быстрым и недорогим трансграничным платежам и потенциально стимулировать экономический рост, поддерживать сохраняющуюся центральную роль США в международной финансовой системе и помогать защищать уникальную роль, которую доллар играет в глобальных финансах.
США должны продолжать работать с международными партнерами над стандартами разработки и надлежащей совместимости архитектур цифровых платежей и CBDC для снижения неэффективности платежей и обеспечения того, чтобы любые новые системы перевода средств и платежей соответствовали ценностям и правовым требованиям США».
В тексте указано, что посредством специальной структуры работа в данном направлении должна отражать постоянное лидерство Министерства финансов США и финансовых регуляторов в соответствующих международных органах по финансовым стандартам и должна активизировать участие США в вопросах технических стандартов цифровых активов для содействия развитию технологий цифровых активов и CBDC. Эта работа будет осуществляться США в рамках G7, G20, организации по разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), совета по финансовой стабильности (FSB).
16.09.2022 года Белый дом впервые выпустил
Далее говорится о том, что продавцы часто вводят потребителей в заблуждение относительно характеристик цифровых активов, а несоблюдение применимых законов и правил остается широко распространенным явлением. Одно из исследований
Откровенное мошенничество и кражи на рынках цифровых активов выросли: согласно статистике ФБР, зарегистрированные денежные потери от мошенничества с цифровыми активами в 2021 году были почти на 600% выше, чем годом ранее. Поэтому, комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и комиссия по торговле товарными фьючерсами должны ужесточить контроль над незаконной деятельностью в сфере цифровых активов.
В связи с тем, что примерно у семи миллионов американцев нет банковского счета, еще 24 миллиона используют дорогостоящие небанковские услуги, такие как обналичивание чеков и денежные переводы, и для тех, кому традиционная финансовая инфраструктура слишком дорога, ФРС запланировала на 2023 год запуск FedNow — мгновенной межбанковской системы расчетов 24/7.
Белый дом признаёт необходимость взаимодействия с глобальными органами, устанавливающими стандарты, политику, руководящие указания и рекомендации по регулированию цифровых активов. Поэтому США активно работают со своими партнерами над разработкой таких политик — в соответствии с целями и ценностями США, а также в целях укрепления роли США в глобальной финансовой системе.
CBDC США рассматриваются, как цифровая форма доллара США, которая потенциально может принести значительные выгоды, помочь сохранить глобальное финансовое лидерство США и поддержать эффективность санкций. В то же время процесс перехода на CBDC может привести к стрессу и «непреднамеренным последствиям».
Исходя из текстов документов, представленных Белым домом, становится очевидно, что в них обычные криптовалюты представляются ненадёжным платежным инструментом, требующим контроля. На фоне встряски рынка криптовалют, последнего краха криптобиржи FTX, отказа фирмы Тесла от приёма оплаты в биткоинах, некоторые американские чиновники заявляют, что законодательство по контролю крипто-валюты уже и не нужно, так как только CBDC останутся законным цифровым платежным средством.
Этого же подхода придерживается один из руководителей Банка международных расчетов (BIS) при
BIS также был инициатором проекта «Icebreaker» — по сотрудничеству между Банком Израиля, Центральным банком Норвегии с целью разработки «хаба», к которому участвующие центральные банки будут подключать свои отечественные системы проверки концепции CBDC.
12.10.2022 года BIS и Банк Индонезии, в рамках саммита G20, подводили
Сейчас государственный долг США превышает $31 триллион, растущий дефицит в триллионы долларов год за годом означает, что правительство занимает деньги для выплаты процентов по долгу. На сегодняшний момент у США нет реального способа закрыть все эти долги, дальнейшее печатание денег ведёт к инфляции, которую всё труднее и труднее контролировать, именно она больней всего чувствуется населением.
В документах Белого дома указывается, что процесс перехода на CBDC может привести к стрессу и «непреднамеренным последствиям», однако их суть не раскрывается. Однако дело может заключаться в том, что при выпуске «цифрового доллара» его стоимость будет выше бумажного, так как его ликвидность и скорость оборота выше в несколько раз. Поэтому «цифровой доллар» будет дороже обычного, и при конвертации ФРС может «сжечь» значительную часть денежной массы, а значит таким образом повлиять на инфляцию, что может быть сокрытием прямого дефолта США.
Ещё один способ использования ввода «цифрового доллара» ФРС — это дополнительные условия в конвертации, которые будут предъявляться к долларам, находящимся за пределами США или на депозитах иностранных банков, чтобы ограничить приток лишних денег.
Всё это возможно, при условии, что США окажутся первыми по вводу стандартов транзакций CBDC и непосредственно запуска в оборот «цифрового доллара». Хаос на финансовых рынках из-за рецессии и разрастания конфликтов в Европе в 2023-2024 годах, вполне вероятно, может способствовать реализации этого сценария.
В декабре 2022 года Базельский комитет по банковскому надзору
Подписывайтесь на Телеграм-каналы