Стоит отметить, что военный потенциал Каспийской флотилии повышается с каждым годом. По словам командующего Каспийской флотилией контр-адмирала Игоря Осипова, доля современных боевых кораблей и катеров новейшей постройки в составе Каспийской флотилии составляет сегодня более 80%. Планируется, что к 2020 году оснащение флотилии новыми образцами вооружения и военной техники достигнет почти 90%.
«Каспийская флотилия среди всех российских флотских объединений наиболее насыщена новой современной техникой. В ее числе и малый ракетный катер "Буян-М", который наносил удары по ИГИЛ, и десантные корабли, которые Каспийская флотилия получила первой. Например, скоростной десантный катер "Дюгонь" на воздушной каверне», – рассказал сайту телеканала «Звезда» военный эксперт журнала «Национальная оборона» Александр Мозговой.
По его словам, усилению Каспийской флотилией катерами на воздушной подушке проекта «Мурена» есть веская причина.
«Дело в том, что регион крайне неспокойный. Тут есть и наши республики Северного Кавказа, где довольно часто появляются террористические группировки, и близлежащие государства», –отметил Мозговой.
В этом ключе возможности и тактико-технические характеристики десантного катера на воздушной подушке становятся актуальными, и их стоит рассмотреть подробнее.
Модифицированный корабль «Мурена» отличается от своего предшественника – десантного корабля на воздушной подушке «Кальмар» – увеличенной грузоподъемностью. Он может взять на борт до 43 тонн груза. Это означает, что корабль способен перевозить или один средний танк, или два бронетранспортера, или две боевых машин пехоты. Однако вместо боевой техники в трюме могут разместиться до 140 человек десанта.
На скорости более 100 километров в час корабль может пройти около 200 миль (примерно 370 километров), высадить десант морской пехоты и накрыть залпом огня береговые укрепления, поддержав наступление. Между прочим, ударное вооружение катера достаточно внушительное.
На нем размещаются две шестиствольные 30-миллиметровые пушки, получившие название «металлорезки» за способность буквально перерезать корпус вражеского корабля. Являясь средством самообороны, эти пушки в то же время могут быть использованы для уничтожения самолетов на наклонной дальности до четырех километров и противокорабельных ракет. Для уничтожения береговых укреплений на «Мурене» присутствует автоматический корабельный 30-миллиметровый гранатомет БП-30 «Пламя», а также две установки зенитно-ракетного комплекса «Игла». Кроме того, катер может перевозить 24 мины на борту, а также оснащен радиотехническим оборудованием, включающим навигационную РЛС «Экран-1» и комплекс навигационных средств.
Когда скорость важнее
Однако порой ключевой особенностью десантных кораблей на воздушной подушке является амфибийность. В отличие от морских десантных кораблей, «Мурена» может не просто высадить десант на необорудованный берег, но и углубиться в береговую зону, а бронетехника может сразу вступать в бой после выхода из десантных помещений. По словам военных, иногда именно от скорости доставки десанта и вступления в бой зависит успех военной операции.
«Десантные катера на воздушной подушке очень эффективны в операциях на ограниченных театрах военных действий – на Балтике, на Каспии и даже на Черном море. За короткий срок они могут переправить на плацдарм ударную группу пехоты или спецназа, поэтому их эффективность высока», – рассказал Мозговой.
Более того, скорость, с которой эти катера могут перемещаться, порой является критически важным фактором. Ведь они способны не только доставлять десант, но и выполнять противоположную функцию –эвакуировать бойцов. Именно катером на воздушной подушке в сентябре 1993 года были эвакуированы 50 десантников, которые прикрывали отход грузинских беженцев от абхазских вооруженных формирований в районе Очамчира. Корабль уже через 40 минут был на месте, забрал десантников и дал отпор бандитам.
Мощь «Мурены», отрывающая от поверхности
Обеспечивают высокую скорость катеру два высокотемпературных газотурбинных двигателя мощностью по 10 000 лошадиных сил. Согласно данным разработчика катера, Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», они используются для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов. Для образования воздушной подушки установлены два нагнетательных агрегата с осевым рабочим колесом диаметром 2,2 метра.
Создание тяги для движения осуществляется двумя реверсивными винтами диаметром 3,5 метра с принудительным управлением шага. Электропитание потребителей осуществляется от двух газотурбогенераторов, мощностью в 100 киловатт каждый.
Скептики считают, что производство данных десантных катеров может снизиться из-за того, что газотурбинные агрегаты для «Мурен» производились украинскими предприятиями. Однако это не так. По данным «Объединенной судостроительной корпорации», двигатели для них вполне может разработать и российское предприятие.
«Двигатели к катерам "Мурена" относятся к авиационному типу, подобные установлены на вертолетах Ми-8. Двигатели к кораблю способно разработать НПО "Сатурн" в городе Рыбинске», – сообщили сайту телеканала «Звезда» в «Объединенной судостроительной корпорации».
Нужен России, интересен другим
Характеристики этого десантного корабля с закрытым трюмом, мощным оружием, возможностью постановки мин делают его не столько десантно-высадочным средством, сколько многоцелевым десантным катером.
По словам Мозгового, в подобных катерах нуждается не только Каспийская флотилия, но и флотские объединения на Балтике, Черном, Японском морях и Амуре. При этом в перспективе катера типа «Мурена» могут использоваться в качестве десантно-высадочных средств с больших десантных кораблей. Челночным способом они могут высадить на вражеский берег большую группировку десанта.
«А чем выше скорость высадки, тем эффективнее работа десантных сил», – отметил Мозговой.
Универсальность корабля и меньшая стоимость по сравнению с десантным кораблем на воздушной подушке «Зубр» делают «Мурену» интересным и для иностранных государств. В частности, экспортный вариант катера «Мурена-Э» уже стоит на вооружении у Южной Кореи. Кроме того, среди потенциальных заказчиков могут быть военно-морские силы стран, где могут выполняться операции в устьях рек и морских акваториях, а также на мелководных побережьях.
Автор: Михаил Рычагов
Фото: Судостроительная фирма «АЛМАЗ»/Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»/Republic of Korea Armed Forces/flickr
Читайте нас: