Лента новостей

17:15
ВСУ совершили покушение на главу Новой Каховки с помощью дрона
16:46
США, Япония и Филиппины готовят совместный военный план
16:44
Парагвайские отзвуки войны: русский реванш над немцами в сельве
16:37
Коломойскому не удалось вернуть Приватбанк в свою собственность
16:36
Более 23 тысяч украинских студентов старше 30 лет отчислили из ВУЗов, записав в уклонисты
16:35
В Китае экс-руководителя Bank of China приговорили к смертной казни за коррупцию
16:34
Умеров отправился в Южную Корею за вооружением
16:33
Президента Грузии 14 декабря впервые будет избирать не народ
16:24
При обстреле Новой Каховки погибли 4 человека
16:17
Румынии предлагают вложиться в украинский ВПК
16:14
Американские ВВС заказали еще 15 самолетов-заправщиков Пегас
15:45
В Евросоюзе обеспокоены наплывом украинских боевиков и оружия после завершения конфликта
15:44
Турция добивается от США снятия санкций с Газпромбанка. ЕС готовится к нефтяной войне с Россией
14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
14:37
Юрий Подоляка о ситуации в Курской области: медленный, но уверенный прогресс, последние новости на 26.11.2024
14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
13:26
Рубль упал до 105 рублей за доллар. Силуанов назвал, кому это выгодно
13:25
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 26 ноября
13:09
Британские разработчики показали возможности нового автономного подводного аппарата
12:47
ЕС выделил армии Иордании деньги на разведку
12:46
СВР России: англосаксы причастны к подрыву «Северных потоков»
12:44
Выбор элит Ирана по отношению к России
12:37
The Washington Post: Украина пытается купить Трампа энергоресурсами и полезными ископаемыми
12:36
Российские власти исключат «Талибан» из списка запрещённых организаций
12:30
Страх от Лондона до Варшавы: от новых ракет Путина нет средств защиты
12:27
Бортников заявил о создании на Украине теневого рынка оружия
12:14
Джон Шемякин про легизм, часть 2
12:12
Обстановка на фронтах: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 26 ноября 2024 года
12:09
На Камчатке появится электростанция мощностью 100 ГВт
12:04
Один погиб, один ранен: водитель открыл огонь по людям в Саратовской области
11:49
iPhone 17 Slim получился настолько тонким, что в него не поместится SIM-карта
11:38
В СВР заявили о причастности англосаксонских спецслужб к теракту на «Северных потоках»
11:30
«План неустойкости» Украины
11:00
Сакс сомневается, что Байден отдал приказ атаковать Россию ракетами в здравом уме
10:53
Грин: передача Байденом ядерного оружия Киеву будет госизменой
10:15
Российские бойцы ведут городские бои за освобождение Купянска от украинской оккупации
10:14
Гуцериев призвал не клеймить Запад геями и оголтелой пропагандой
09:57
Илон Маск раскритиковал бюрократию в Пентагоне
09:54
Ударная волна дошла до Запада - Новости
09:50
Штурм Великой Новосёлки: ключевой шаг к успеху на Запорожском направлении
09:47
На Камчатке появится электростанцию мощностью 100 ГВт
09:40
Хоррор-квесты положительно повлияли на иммунитет
09:37
Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Горькая победа адмирала Нахимова

Горькая победа адмирала Нахимова


Горькая победа адмирала Нахимова

А. Боголюбов. «Синопское сражение»


18 (30) ноября 1853 года в Синопской бухте российский флот одержал последнюю большую победу в своей истории. Популярная легенда гласит, что именно в память о той битве появилась третья полоска на матросском воротнике – гюйсе (не путать с носовым флагом корабля 1-го или 2-го ранга).


Гюйс

Две первые полоски якобы символизировали победы в Гангутском (1714 г.) и Чесменском (1770 г.) сражениях. И получается, что победа в Синопской битве даже важнее побед Ушакова, что весьма странно. Ведь сражения, которые дал Ушаков, способствовали победе России, в то время как Синопская битва стала одной из причин ее поражения.

На самом деле количество полосок в российском флоте ранее могло означать всего лишь принадлежность к той или иной флотской дивизии Балтийского флота (которых было три). По другой версии, полоски на гюйсе служили для указания назначения матросов гребного флота: одна полоска полагалась гребцам первой линии, три полоски – гребцам третьей. Ещё одна версия утверждает, что на линейных кораблях экипаж делился на три шлюпочные роты, и полоски на гюйсе служили указанием принадлежности к одной из них. Три полоски на гюйсе смотрелись лучше, чем две или одна, поэтому они и сохранились в морской форме.

Но что же случилось в ноябре 1853 года на южном побережье Черного моря у древнего города Синоп?


Синоп на фотографии 2009 г.

Почему сошлись здесь в последнем большом сражении эпохи парусного флота эскадры Турции и России? Почему Синопское сражение называют «пирровой победой» и «лебединой песней» российского Черноморского флота»? И каковы были последствия этой грандиозной битвы?

Предчувствие Крымской войны


Противоречия между усиливающейся Россией и слабеющей Османской империей были не новы. Однако воевать с Россией в одиночку Турции уже было не по силам. Но усиление России на Балканах не нравилось ни традиционно дружественной османам Франции, ни недавним союзникам нашей страны в войнах против Наполеона. Даже Габсбурги, что в ходе Венгерской революции сохранили свой трон лишь благодаря помощи российской армии, заняли враждебную позицию, что дало Николаю I повод для афоризма о двух дураках, спасших Австрию: одним из них был он сам, другим – Ян Собесский.

Непосредственный повод для начала большой войны в настоящее время кажется не слишком серьезным. Началось все с хорошей драки, учиненной в Вифлееме представителями двух враждующих ветвей мирного христианского культа. 19 октября 1847 года греческий епископ Серафим и сопровождавший его врач что-то не поделили с монахами ордена блаженного святого Франциска – и неплохо получили от них по своим физиономиям. Пришлось спасаться в близлежащем храме Рождества Христова, где в это время проводили службу священники армянской церкви. Но были там также и латиняне, и «греческие ортодоксы». Под крики «наших бьют» драка приняла более серьезные масштабы, и армяне тоже в стороне не остались. А потом стороны получили подкрепление со стороны жителей окрестных домов и кварталов. Под шумок кто-то стащил драгоценную реликвию – серебряную Вифлеемскую звезду, хранившуюся в католической части храма.

Турецкие власти провели расследование, и признали виновными католиков. Однако вмешался Луи Наполеон, тогда ещё президент Французской республики, уже мечтающий стать императором. Желая снискать симпатии католиков Франции, он потребовал не только пересмотреть выводы следствия, но и вернуть католической церкви все храмы Палестины, принадлежавшие ей в стародавние времена крестовых походов. В Рождество Христово 1853 году султан после долгих колебаний все же решил передать в управление католикам Вифлеемский храм, который уже давно делили между собой латиняне, греки и армяне (и в котором произошла памятная потасовка).

Николай I, который позиционировал себя в качестве главного защитника православия, в свою очередь потребовал отменить это решение, а заодно – открыть черноморские проливы для русских военных кораблей. Турция ответила отказом. Чтобы сделать султана более сговорчивым, на территорию задунайских княжеств в июне 1853 года были введены российские войска.

Но официально война была объявлена Турцией 4 (16) октября 1853 года. Боевые действия начались на двух фронтах – Дунайском и в Закавказье. Это был полный крах внешней политики Николая I: очень скоро сформировалась мощная антироссийская коалиция, в которую вошли даже традиционные и непримиримые враги – Британия и Франция. А затем к ним примкнуло и Сардинское королевство.


Антироссийская коалиция

Но не будем забегать вперёд. Вступление в войну Англии, Франции и Сардинского королевства было ещё впереди. Пока же, в сентябре 1853 года англо-французский флот прошел через Дарданеллы и занял позиции в проливе Босфор.

На пути к Синопу


Пятой флотской дивизией, в состав которой входила половина всех кораблей Черноморского флота, командовал авторитетный вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. В популярной тогда матросской песне были такие строки:

«С нами Бог, и сам Нахимов с нами,
Он не даст нам, братцы, потонуть».


Нахимов, прижизненный портрет (с рисунка В. Тимма)

Для усиления черноморской береговой линии в октябре 1853 года ему было приказано доставить из Севастополя в район мыса Анакрии (близ Поти) 13-ю пехотную дивизию с двумя артиллерийскими батареями и обозом: 16 393 человека, 824 лошади, 16 орудий, большое количество боеприпасов. За успешное выполнение этого задания Нахимов был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени.

После этого эскадра Нахимова крейсировала между Синопом и Сухум-кале (Сухуми). 2 (14) ноября вице-адмирал сообщил капитанам кораблей, что даже в случае встречи с превосходящими силами противника он прикажет атаковать, «будучи совершенно уверенным, что каждый из нас сделает свое дело».

Между тем 5 (17) ноября состоялся первый в истории бой паровых судов, в котором приняли участие османский 10-пушечный пароход «Перваз-Бахре» и 11-пушечный пароходофрегат «Владимир», на котором находился начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Корнилов.


В. А. Корнилов на борту парохода «Владимир», рисунок И. Айвазовского

Непосредственно боем с русской стороны руководил капитан-лейтенант Г. Бутаков. Победу в трехчасовом бою одержал российский корабль.

В ноябре было получено известие о появлении в Синопской бухте турецких военных кораблей, которые османы предполагали использовать для снабжения мятежных горцев и высадки десанта на восточном побережье Черного моря. Нахимов получил приказ: блокировать османскую эскадру, но по возможности не вступать в сражение. Внешнеполитическая ситуация была очень серьезной, и российские власти хотели избежать конфликта с демонстрирующей готовность к конфликту на стороне турок Францией.

11 (23) ноября 1853 года эскадра Нахимова подошла к Синопу, обнаружив здесь вражеские корабли: 7 фрегатов, 3 корвета, пароходофрегат и небольшой пароход. Командовал ими адмирал Осман-паша. Турецкую эскадру прикрывали 4 береговые батареи, выстроенные в 6 линий, которые в общей сложности имели 26 артиллерийских орудий.


16 (28) ноября к эскадре Нахимова присоединился отряд контр-адмирала Ф. Новосильского: три линейных корабля и два фрегата.


Вице-адмирал Ф. М. Новосильский

Среди линейных кораблей Новосильского был и 120-пушечный «Париж» капитана 1-го ранга В. Истомина, который во время Синопского сражения потопит 4 вражеских судна.


В. И. Истомин на портрете неизвестного художника

В распоряжении Нахимова теперь было 6 линейных кораблей и 2 парусных фрегата. Небольшой отряд из трёх военных пароходов привел к Синопу контр-адмирал В. А. Корнилов, но эти корабли подошли, когда исход сражения уже был решен.

Тем не менее у Синопа тогда оказались три будущих героя обороны Севастополя: П. С. Нахимов, В. И. Истомин и В. А. Корнилов. Во время этой осады они и погибнут – не в море, а на суше.

Синопское морское сражение


Турецкие суда в Синопской бухте стояли близко к берегу, что, с одной стороны, не давало им возможности маневрировать, а с другой – корабли мешали вести огонь некоторым орудиям береговых батарей.


Нахимов приказал идти в бой двумя кильватерными колоннами. Первую из них, в которую входили линейные корабли «Императрица Мария», «Великий князь Константин» и «Чесма», вел он сам.


Н. П. Медовиков. «П. С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 года»

Вторую колонну, состоявшую из линейных кораблей «Париж», «Три святителя» и «Ростислав», возглавил Новосильский. Кстати, канониры линейного корабля «Ростислав» в том сражении продемонстрировали лучшую скорость стрельбы.

За этими колоннами в арьергарде двигались фрегаты, которые должны были перехватить те турецкие корабли, что сумеют вырваться из Синопской бухты. Каждый линейный корабль получил свои цели, однако Нахимов уведомил капитанов о возможности действия по обстановке:

«Предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего свое дело, и поэтому я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг».

Первый выстрел Синопского сражения был сделан турецким флагманским кораблем «Ауни Аллах», с которым скоро вступил в бой линейный корабль «Императрица Мария». Турецкие батареи первых двух линий открыли огонь почти сразу же. Расчеты орудий 3-й и 4-й линий батарей вступили в бой с некоторым запозданием. А вот батареи 5-й и 6-й линий оказались и вовсе бесполезны, так как их снаряды не достигали русских кораблей.
В турецкой эскадре находился и 44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах». Свое название он получил в честь другого корабля, ранее принадлежавшего России.

11 мая 1829 года 36-пушечный фрегат «Рафаил» столкнулся в море с турецкой эскадрой из 15 кораблей. Капитан 2-го ранга С. Стройников не решился вступить в бой и сдал свой корабль. Турки переименовали его и включили в состав своего флота. 4 июня того же года Николай I приказал возвратить сданный фрегат и... сжечь его. Сделать это не удалось, и бывший «Рафаил», отслужив свое, был выведен из состава османского флота. Трудно сказать, известно ли было об этом на эскадре Нахимова. Но, встретив фрегат со знакомым названием «Фазли-Аллах», флагман Нахимова («Императрица Мария») атаковал его, поджёг и вынудил выброситься на берег. О гибели этого корабля было отдельно доложено императору:

«Воля Вашего Величества исполнена – фрегат «Рафаил» более не существует».

За четыре часа боя были потоплены все корабли турецкой эскадры, кроме одного. Вырваться из бухты и уйти удалось 20-пушечному пароходу «Тайф», на котором находился английский военный советник Слэйд. Перехватить его попытались, но не смогли пароходофрегаты Корнилова. Этот корабль добрался до Константинополя, принеся известие о гибели Синопской эскадры.

Потери сторон оказались несопоставимыми.

Турки потеряли свыше 3 тысяч моряков и около тысячи солдат убитыми и ранеными. В плен сдались 180 человек, в том числе – два капитана турецких кораблей и адмирал Осман-паша, палаш которого хранится в Севастопольском морском музее.


Русские потеряли русской эскадры 38 человек убитых, 210 – ранеными. Серьезные повреждения получили два русских корабля, которые пришлось буксировать пароходам. Погодные условия при возвращении в Севастополь были очень сложные, а многие русские корабли имели повреждения различной степени тяжести. И потому этот благополучный переход без потерь даже буксируемых судов контр-адмирал Корнилов назвал второй победой эскадры Нахимова.


Красовский Н. П. «Возвращение в Севастополь эскадры Черноморского флота после Синопского боя»
(картина написана в 1863 г.)

Эхо Синопской победы


Известие о Синопской победе вызвало большой резонанс в России и за рубежом. Лондонская «Times» писала:

«Такого совершенного истребления и в такое короткое время никогда еще не было».

Николай I, который назвал Нахимова «лучшим адмиралом за всю историю», писал ему:

«Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».

В. Корнилов, который подошёл слишком поздно и на лавры победителя не претендовал, оценил Синопское сражение «выше Чесмы и Наварина».
Сам Нахимов говорил:

«Истребление турецкого флота в Синопе эскадрою, состоящей под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота».

Иван Айвазовский специально к церемонии награждения Нахимова орденом Святого Георгия 2-й степени написал два батальных полотна: «Синопский бой» и «Синопский бой. Ночью» (о последствиях этого сражения).


И. Айвазовский. «Синопский бой»

Чтобы успеть в срок, художник на несколько недель закрылся в мастерской и работал, не выходя на улицу. Нахимову больше понравилась вторая картина, по его мнению, именно в ней Айвазовский оказался удивительно точен во всех деталях.


И. Айвазовский. «Синопский бой. Ночью»

Но за рубежом эта победа русского флота была представлена актом варварства, вызвав ряд резких политических заявлений и публикацию крайне русофобских статей. Русских упрекали и в чрезмерной жестокости по отношению к «слабому и не способному сопротивляться противнику», и в сожжении Синопа.

Дело в том, что османские власти Синопа и многие турки, жившие в городе, бежали накануне сражения. В результате пожары, которые начались после попаданий некоторых снарядов в жилые дома турецкой части города, некому было тушить. А вот греки Синоп не покинули, и потому быстро смогли ликвидировать загорания в своей части города, которая практически не пострадала. Кроме того, русские моряки сразу после сражения пытались тушить пожары и оказывать помощь местным жителям. Но дипломаты синопских консульств Англии и Франции представили дело так, будто Нахимов сознательно сжег этот город. Газета The Hampshire Telegraph 12 декабря 1853 года информировала читателей:

«Они (русские) продолжали обстреливать турецкие корабли, которые уже вышли из строя и не могли оказывать сопротивление. Эскадра мужественно сопротивлялась, но русские хладнокровно и цинично полностью ее уничтожили. До сражения в турецкой эскадре было 4 490 человек. После сражения в живых осталось только 358. Город Синоп полностью разрушен из-за шквального огня русской артиллерии. Все побережье усеяно трупами погибших. У местного населения, которое осталось в живых, нет ни еды, ни воды. Им не оказывают должной медицинской помощи».

Скоро в войну вступят Британия, Франция и Сардинское королевство. Современники вспоминали, что в Севастополе Нахимов был подавлен неудачами и, похоже, считал себя виновником англо-французской интервенции и затопления кораблей Черноморского флота, отчасти спровоцированных его блестящей победой при Синопе.

В следующей статье мы поговорим о начале Крымской войны и трагической судьбе Черноморского флота России.

Рыжов В. А.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх