Есть одно распространенное заблуждение – мы помогали странам третьего мира, потому как марксизм велел. Это не так, интересы в дальних странах у СССР были вполне прагматичными. И второе заблуждение – СССР разжигал войны. Это не так, конфликты в тех краях закипали по причинам сугубо внутренним, завязанным на историю империализма.
Ангола, как и многие государства Африки – это государство не национальное, это бывшая колония Португалии, в границах того, что португальцы могли захватить и присоединить. Собственно, крупных народностей в стране три. А еще Ангола очень богатая земля – нефть, алмазы, железная руда, плодородные земли... И страна, в которой борьба за независимость шла с 1961 по 1975 год. Причем у самих инсургентов единства не было, они сражались вместе против португальцев, не более.
Начало
В 1975 году Ангола стала независимой, и те, кто боролся за свою свободу, начали быстро превращаться во врагов друг друга. Ставшая властью МПЛА сразу же сцепилась с УНИТА, поддерживаемой ЮАР, и ФПЛА, поддерживаемой Заиром. За всем этим стояли еще и США, и косвенно Китай: что в смысле ресурсов, что географического положения – это был ценнейший приз.
В рамках логики холодной войны все стороны действовали в своих интересах, при этом войну они не разжигали, и такая смесь народностей и религий ее гарантировала в любом случае. Лидер МПЛА Агостиньо Нето обращается за помощью к СССР и Кубе. В страну введен кубинский контингент. Только в 1975 году в Луанду прибывают 27 крупнотоннажных транспортов с нашим оружием. Взамен Ангола передает СССР все свои ВВП и военно-морские базы.
Результат был мгновенным – ФПЛА разбита, УНИТА переходит к партизанским действиям. Начинается создание регулярной ангольской армии. Попытка наступления войск УНИТА и армии ЮАР была также сорвана, в итоге же – стало ясно, что это надолго. В 1976 году еще никто не знал – насколько. Всего СССР вложит в Анголу 4 миллиарда долларов, через ангольский фронт пройдёт огромное количество советских военных специалистов.
Всего с 1975 по 1991 год через Анголу прошли 10 тыс. 985 советских военных. Официальные потери СССР составили 54 погибших и десять раненых.
Кубинский контингент доходил до 36 тысяч человек.
Оружие
К апрелю 1976 г. СССР поставил в Анголу несколько партий вертолетов, 10 истребителей МиГ-17 и 12 – МиГ-21 (на них летали кубинские летчики), 70 танков Т-34, 200 – Т-54 и 50 – ПТ-76, около 300 бронетранспортеров и боевых машин пехоты.
И это было только первыми каплями в море. Следом зашли 30 «Град-П», артсистемы, стрелковое вооружение...
Для понимания: только Су-25 в Анголу было поставлено 14 штук, и еще для ясности: некоторые современные страны НАТО имеют в составе ВВС столько боевых самолетов всего. С другой стороны не отставали – если МПЛА выражало желание строить социализм, то УНИТА – демократию. Для ее поддержки тоже выделялись и средства, и оружие, а ЮАР оказывала поддержку и непосредственным участием вооруженных сил. Просто цифра – за период с 1985 по 1990 год численность УНИТА выросла с 37 до 65 тысяч человек.
В итоге же в узле противоречий сцепилось прямо или косвенно несколько государств, не стесняясь применять все. И это случилось благодаря глубокому конфликту внутри самой страны.
Хронология
После кризиса 1975–1976 годов на какое-то время все перешло в стадию затяжного конфликта партизанского толка, но с укреплением УНИТА росла и эскалация. В 1981 году войска ЮАР вместе с УНИТА вторгаются на юг Анголы и продвигаются до 200 км, потери армии Анголы доходят до 500 человек, СССР потерял 13 человек убитыми и одного пленным. Начинаются затяжные переговоры, которые ЮАР и УНИТА восприняли как слабость правительства, и в 1983 году возобновляется наступление. Пришел черед битвы за Кангамбу, в целом успешной для ангольцев и кубинцев.
Потери частей, участвовавших в операции по обороне Кангамбы, составляли 78 человек убитыми (в том числе 18 кубинцев) и 204 ранеными (в том числе 27 кубинцев). За девять дней по позициям кубинцев и ангольцев было выпущено около 1 500 снарядов, 1 200 мин и неизвестное число ракет разного калибра, которые разрушили или повредили 85 % всех строений и фортификационных сооружений. На поле боя остались тела 493 повстанцев УНИТА, а общие потери мятежников оценивались в 1 500–2 000 человек.
Но в бой вступили ВВС ЮАР.
В 8:00 14 августа четвёрка «Буканьеров» ВВС ЮАР выпустила по бункерам внутреннего кольца обороны Кангамбы восемь управляемых ракет AS-30, затем с горизонтального полёта отбомбилась четвёрка «Канберр», а под конец по цели с пикирования ещё раз отработали «Буканьеры». Всего на укрепления ангольцев в течение пяти минут было сброшено 24 бомбы калибром 1 000 фунтов (454 кг) и 36 бомб калибром 500 фунтов (227 кг).
В итоге город УНИТА взяла, но сразу же оставила, за полной его ненадобностью. Точнее оставила остатки города, в тяжелых боях он был разрушен. ВВС Анголы, ввиду отсутствия вблизи баз, оперативно оказать поддержку своим войскам не смогли.
Следующая эскалация произошла спустя три года, и этот раз ареной боев стал городок Квито-Кванавале, прозванный Ангольским Сталинградом:
В ноябре 1987 г. Фидель Кастро перебросил в Анголу дополнительные силы и технику. СССР также направил помощь правительству страны. Наступление УНИТА и южноафриканских войск было остановлено 16 ноября в 10–15 км от Куито-Куанавале, оборона которого продолжалась до марта 1988 г. После неудачной попытки решающего штурма города со стороны УНИТА и ЮАР, анголо-кубинские войска перешли в контрнаступление. К концу мая они находились в десятке километров от границы с Намибией.
Итогом сражения стал вывод иностранных войск, помимо советников, впрочем, затянувшийся до 1991 года. Вливания оружия остановлены не были. Всего кубинцы потеряли в Анголе 4 000 человек. Начались переговоры о мире, а конфликт стал в основном внутриангольским. В такого рода конфликте все преимущества были за правительством с его полноценной армией и внешнеэкономическими связями.
Последний этап
Уже не стало СССР, потеряла интерес к этой земле ЮАР, а война между правительством и УНИТА продолжалась. Попытки договоренностей были, более того, они были регулярными, но все срывала то одна, то другая сторона. И в войне этой участвовали русские, правда, теперь в качестве наёмного персонала (пилоты гражданских авиалиний в основном).
В 2002 году погиб лидер УНИТА Савимби, и наконец начались серьезные мирные переговоры. 4 апреля был заключен мир, который худо-бедно сохраняется до сих пор. Количество жертв конфликта составило более полумиллиона человек. Иронично, Савимби, с которым воевали СССР и Куба, всю жизнь считал себя марксистом.
Зачем?
Зачем нашей стране была та война? Начнем с вот такого факта – ВМФ СССР получил ВМБ в Анголе и возможность контролировать Южную Атлантику. Дальше – больше, в Анголу завозили не только оружие, наши специалисты там строили и вполне мирные объекты. За деньги. В целом же такого рода операции лежали в логике противостояния СССР и НАТО, и на войне как на войне.
Более того, в Анголе не было даже коммунизма. Месторождения нефти и алмазов, по большей части, были сданы в аренду иностранным компаниям. Они платили ранее оговоренный налог правительству. Мало того, даже дом, где я жил вместе с другом Николаем Горбачевым, принадлежал португальцу, который находился в Бразилии. Он сдавал его правительству. А те, в свою очередь, предоставляли жилье нам. Я лично общался с этим хозяином несколько раз, когда он приезжал в Анголу, чтобы получить положенные деньги.
При этом никакого социализма в Анголе не строили, а просто защищали государственные интересы своей Родины. Так, как Родина им велела и считала правильным.
Роман Иванов