В американском аналитическом журнале «War on the Rocks», который хоть и уступает так им лихим изданиям, как «The National Interest», но тем не менее, славится глубокими погружениями в аналитику и предсказаниями на основе анализов, вышла вот такая статья: Кормление медведя: Более пристальный взгляд на логистику Российской армии
Алекс Вершинин, подполковник армии США с опытом работы в Ираке и Афганистане, занимающийся моделированием в отделе концептуальных разработок и исследований для НАТО, опубликовал свое видение вопроса, как Россия станет нападать на Украину и что из этого получится.
Вообще Вершинин продемонстрировал знание специфики нашей армии, что наталкивает на мысль, что начинал он свою карьеру в одной из армий постсоветского пространства. Но в конце разочаровал.
Удивительно, но Вершинин не подвергает критике мнение некоторых американских авторов (конкретно Дэвид Шлапак и Майкл Джонсон), которые считают, что при желании Россия за три дня завоюет всю Прибалтику без особого напряжения.
И главный вопрос, который ставит подполковник: как НАТО стоит реагировать на подобное безобразие? То ли затевать ядерный Апокалипсис, то ли устраивать контрнаступление (которое подразумевает большие потери альянса), то ли плюнуть и признать агрессию России свершившимся фактом.
Третий вариант бьет по репутации НАТО не хуже ядерного заряда небольшой мощности.
Но это Прибалтика. Маленькие и компактные республики, которые оккупировать одно удовольствие. В нашем случае, с Украиной, все несколько сложнее, страна, мягко говоря, крупнейшая в Европе по территории. И, если сравнивать с Прибалтикой, то никаких сравнений. Одесская область со своими 33 тысячами кв. км и Эстония, которая 45 тысяч… Ну вы поняли, в чем суть.
Вершинин совершенно справедливо считает, что главным врагом для России станет не армия Украины, а логистика. По выводам подполковника, у российской армии хватит сил на то, чтобы реализовать вторжение и захват нескольких областей, но в дальнейшем, на крупное вторжение и захват больших территорий, сил у России не хватит.
Точнее, не справится структура материально-технического обеспечения, которая обязана будет снабжать наступающие войска всем необходимым. То есть, российская армия, перейдя границу, на первом этапе своего наступления, не будет испытывать проблем, однако, чем дальше станет развиваться наступление, тем больше придется делать пауз для подтягивания тылов и снабжения войск.
Вершинин считает, что масштабные действия на территории Украины будут невозможно именно по причине того, что службы МТО российской армии не справятся с вопросами снабжения. У российской армии есть все для того, чтобы успешно действовать на украинской территории, боевая мощь более чем достаточна для того, чтобы смести ВСУ, но осуществить снабжение будет невозможно
Возможно, отделам и службам НАТО, которые будут планировать отражение российской агрессии, стоит обратить внимание не на устранение неравенства в боевых возможностях (что немудрено, учитывая близость российской территории), а максимально затруднить снабжение наступающих частей.
Реально устроить затягивание российских войск вглубь территории Украины, максимально всеми способами прерывая линии снабжения, уничтожая грузовой и железнодорожный транспорт, мосты и трубопроводы.
(Правда, стоит отметить, что организовать уничтожение транспортной инфраструктуры в условиях отсутствия у Украины военно-воздушных сил будет непросто. Рассчитывать придется исключительно на ДРГ, но это более сложно – прим.)
Однако стоит реально учитывать, что первоначально бои развернутся вблизи границ и мест постоянной дислокации российских войск ЗВО. Это изначально сделает линии снабжения не такими большими, как хотелось бы противодействующей стороне.
(Кроме того, как бы в ответ подполковнику Вершинину у нас есть свой план по организации снабжения войск, основанный на опыте использования железных дорог. И этот материал выйдет вслед данному – прим.)
Кстати, именно железным дорогам Вершинин уделяет большое значение. Американец считает, что службы МТО российской армии развиты недостаточно (спорное высказывание, кстати) именно потому, что генштаб рассчитывает на снабжение частей и соединений именно по железной дороге.
Далее будет цитата Вершинина, которая показывает, что он, мягко говоря, не имеет достаточно объективной информации относительно возможностей частей МТО.
Кроме того, российская армия не располагает достаточным количеством бригад тылового обеспечения для каждого вида вооруженных сил. Согласно ежегодному бюллетеню «Военный баланс» Международного института стратегических исследований, у России имеется десять бригад материально-технического обеспечения для поддержки 11 общевойсковых армий, одной танковой армии и четырех армейских корпусов. Западный и Южный военные округа России имеют по три армии и всего по две бригады материально-технической поддержки.
Возьмем для начала ЗВО.
69-я отдельная бригада МТО (г. Дзержинск) 51-я отдельная бригада МТО (г. Красное Село) 152-я отдельная бригада МТО (г. Лиски)
Уже несостыковка.
Южный военный округ:
78-я отдельная бригада МТО (г. Будённовск) 99-я отдельная бригада МТО (г. Майкоп) 133-я бригада МТО (г. Бахчисарай)
Ошибка «всего» в две бригады. Много это, или мало, судить не будем. В целом это просто показывает на то, насколько точен американец в своих расчетах.
Но Вершинин правильно показывает, что у России есть козырь, которого нет у НАТО: это наши железнодорожные бригады. На самом деле, это весьма интересное оружие, если его правильно применять.
29-я отдельная железнодорожная Варшавская бригада (г. Смоленск) 34-я отдельная железнодорожная бригада (г. Рыбное) 38-я отдельная железнодорожная бригада (г. Ярославль) 37-я отдельная железнодорожная бригада (г. Волгоград) 39-я отдельная железнодорожная бригада (г. Тимашевск) 333-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон (г. Волгоград)
Железнодорожная бригада – это универсальный инструмент, способный строить, ремонтировать, обслуживать пути, охранять пути и грузы, осуществлять погрузку, выгрузку, перевалку и сортировку грузов самого различного назначения. Причем, бригады имеют для работы все. Только грузовой подвижной состав предоставляется гражданскими компаниями.
И эти бригады совершенно в состоянии стать надежным подспорьем в транспортировке грузов для наступающих частей.
В своем материале Вершинин сетует на то, что колея в России и Европе разная, и это не позволит эффективно действовать российским ж/д войскам.
Загвоздка в том, что в РФ железнодорожная колея шире, чем в других европейских странах. Российский стандарт используется только в Финляндии и бывших республиках СССР, включая страны Балтии. В Польше есть всего одна железнодорожная линия с широкой колеей, она идет из Краковской губернии на Украину, и российские войска не смогут ей воспользоваться, если предварительно не захватят эту страну. Между Белоруссией и Варшавой подобных линий нет.
Тройка по географии. Украина, о которой идет речь – это бывшая республика СССР, а значит, для того, чтобы запустить товарные поезда с техникой и боеприпасами из России, захватывать не потребуется ни Польшу, ни Финляндию. Просто Вершинин не в курсе, сколько существует ж/д переходов из России в Украину. У него в статье очень много глупости написано в этом плане, что ценность материала сильно понижает.
Не придется захватывать Польшу, Финляндию, Прибалтику. Достаточно будет осуществить переход составов из России в Украину по имеющимся ж/д путям. Да, для этого потребуется отдельный ряд операций, но именно этому веселью мы посвятим вторую часть нашего исследования. Чтобы Вершину совсем страшно стало. Хотя он и так фантастику пишет, любо-дорого почитать!
Вообще эту статью уже обсудили несколько российских ресурсов, но там к ней отнеслись более серьезно, чем в нашем случае. Впрочем, судите сами:
При трансграничных перевозках поезда обычно останавливают для распределения грузов или прибегают к использованию вагонов со сменными кузовами (имеется в виду смена колесных тележек – прим.) и маневровых локомотивов. В военное время российская армия вряд ли захватит достаточное для поддержки армии количество локомотивов западного образца, сделав ставку на грузовые автомобили. Иными словами, возможности ж/д поддержки российской армии заканчиваются на границах бывшего СССР. За пределами собственной сети железных дорог России придется полагаться в основном на парк грузовых автомашин для снабжения своей армии, пока железнодорожные войска перестраивают или ремонтируют существующую линию, а то и вовсе строят новую.
Я бы звезду с подполковника снял. Вот насчет того, что в военное время наши не смогут разжиться при необходимости такими вещами, как локомотивы – ну не знает подполковник возможностей нашей армии, честное слово. Мы уделим этому внимание в следующем материале, но главное-то что? Что мы просто не успели увидеть в статье подполковника, когда он успел оставить Украину без боя и начать драпать по Европе.
Далее идут расчеты того, что российская армия не сможет обеспечить должное снабжение наступающих частей с помощью грузового автотранспорта.
Расчеты Вершинина базируются на том, что грузовик может совершить в день три поездки на расстояние 72 км в одну сторону. Сложно сказать, чем обусловлена цифра в 72 км, но ладно.
Исходя из предположения, что двигаться по дорогам можно со скоростью 72 километра в час, один грузовик может совершить до трех 72-километровых поездок в день: час на погрузку, час на поездку до места дислокации подразделения, час на разгрузку и час на обратную дорогу. За три такие поездки набежит в общей сложности 12 часов. Оставшееся время уйдет на техническое и ремонтное обслуживание грузовиков, приемы пищи, топливозаправочные операции, чистку оружия и сон.
Если это американские стандарты, то мы их обсуждать не станем. У нас все как-то иначе складывается. И КамАЗы могут, если прижмет (а прижимает у нас всегда) выдавать немного больше, чем 72 км/ч.
Увеличьте расстояние вдвое (145 километров), и грузовик сможет совершать лишь две поездки в день. Еще вдвое (290 километров) — и вот поездка уже одна. В условиях пересеченной местности или ограниченной/поврежденной инфраструктуры эти расчеты работать уже не будут.
Я просто предлагаю посмотреть на карту. Когда цифры безликие, то по ним не совсем понятно, 300 км – это много, или как?
Если взять за отправную точку железнодорожный узел, например, в Бресте (вы поняли, почему), то 200 км от Бреста по не самым плохим дорогам – это будет такой городок, как Варшава. То, что в Бресте можно найти немалое количество локомотивов и тележек под европейскую колею, я просто молчу.
Но мы не говорим об агрессии и захвате всей Европы. Это говорит Вершинин, и я не совсем понимаю, о чем он вещает. Они там, за океаном, упорно говорят о российской агрессии и захвате Украины. Хорошо, можно потерпеть. Но далее аппетиты разгораются и уже начинаются разговоры о захвате Европы и трудностями снабжения на этом поприще.
У российской армии недостаточно грузовиков, чтобы удовлетворить логистические потребности на расстоянии более чем в 145 километров от складов снабжения. Чтобы достичь дальности в 290 километров, российской армии пришлось бы удвоить количество грузовиков, чтобы в распоряжении каждой бригады МТО их было 400.
Приехали, называется. В бригаде МТО должно быть 400 грузовиков. Не совсем понятно, откуда господин Вершинин берет цифры, но:
Состав бригады МТО: - управление; - отдельные автомобильные батальоны – 2; - отдельный ремонтно-восстановительный батальон; - отдельный трубопроводный батальон; - отдельный дорожно-комендантский батальон; - склады бригад по видам материальных средств - отдельная рота подвоза воды - отдельная рота заправки горючим - отдельная рота обслуживания - прачечные отряды - банно-прачечные пункты - передвижные хлебозаводы
Это полный состав любой бригады МТО. А нас интересует один из двух батальонов МТО, которые, собственно, занимаются доставкой всего до частей.
Состав батальона МТО: - управление - роты обеспечиваемых подразделений - автомобильная рота подвоза материальных средств - ремонтная рота (РАВ и вооружений) - ремонтная рота (АТ и БТ) - рота материального обеспечения - медицинская рота
Личный состав: 1001 человек, из них в ротах МТО 673 чел.
Автомобилей: 408 ед. Из них в ротах МТО - 260 ед.
Путем применения страшного оружия (калькулятора) получаем, что в бригаде МТО доставкой всего необходимого занимает 260 х 2 х 2 = 1040 автомобилей. Это изрядно поболее того, что думает о нашей армии Вершинин. Либо, ему кто-то дал не совсем верные цифры.
Формально за каждой объединенной армией закреплена бригада материально-технического обеспечения, несмотря на то, что у разных видов ВС разная организационная структура. Каждая такая бригада состоит из двух автотранспортных батальонов, куда входят 150 грузовых автомобилей общего назначения, 50 прицепов и 260 спецгрузовиков.
Есть разница. Наверное, специалистам в НАТО будет неприятно открыть для себя, что грузовиков в бригадах МТО вдвое больше, чем дают вот такие эксперты. И едут они быстрее и дальше.
Кроме того, хотелось бы добавить, что танковый полк в составе мотострелковой дивизии имеет свой взвод МТО. Артиллерийский самоходный полк имеет свою роту МТО, зенитно-ракетный полк имеет свою роту МТО, реактивный артполк имеет роту МТО, да и в самой дивизии есть свой батальон МТО в полтысячи человек.
И за каждой аббревиатурой «МТО» стоят не только люди, но и машины. Основной задачей которых является именно подвоз всего необходимого.
Кстати, с проблемой снабжения на местах российские бригады МТО справились как в Чечне (Вершинин приводит цифру в 4 тысячи снарядов в день, которые выпускали артиллеристы), так в Грузии и Сирии. Да, в Сирии от Латакии или Тартуса до Хмеймима расстояние весьма небольшое, однако там был весьма и весьма ограниченный по возможностям контингент МТО.
В общем, подполковник Вершинин не очень хорошо проработал материал. Украина может быть захвачена без тех проблем в снабжении, о которых говорит американец.
Другой вопрос, что это России совершенно не нужно.
Да, вчера и сегодня десятки «экспертов» вещали о скором наступлении российской армии на Украину, но… Можно делать ставки и неплохо подзаработать на прогнозах, когда состоится это наступление. В смысле, ставить на то, что наступления не будет.
Оставим Украину в покое до нашего следующего материала, и посмотрим, что Вершинин говорит относительно Прибалтики.
А там российским войскам необходимо будет захватить страны Прибалтики и побороть всяческое сопротивление менее чем за 96 часов, пока Объединённая оперативная группа повышенной готовности НАТО не пришлет обороняющимся подкрепление. И хотя российское вторжение эти силы не остановят, они вовлекут НАТО в сухопутную войну.
Кстати, смысл тогда вмешиваться силам НАТО и тратить свои людские и технические ресурсы, если Прибалтику они все равно не спасут? Смысл влезать в войну на чужой территории, вдали от своих баз снабжения и в войну с Россией, у которой и базы под боком, и железные дороги Прибалтики позволят если не все, то почти все?
Понравился вот этот момент:
Дюжина выпущенных над Германией авиационных крылатых ракет НАТО может разрушить ключевые ж/д мосты в Нарве, Пскове и Великих Луках, заблокировать железнодорожное сообщение с Прибалтикой на несколько дней, пока мосты ремонтируются
Крылатые ракеты, выпущенные даже над Польшей, могут «не сыграть». Есть части ПВО в Калининградской области, есть аналогичные части в Белоруссии. И в составе тех частей, что будут прессовать Прибалтику, тоже есть свои части ПВО. И десяток и даже два крылатых ракет могут принести не столько разрушение, сколько крушение. Крушение надежд на то, что мосты будут разрушены.
В прибалтийском сценарии российские планирующие органы должны учитывать риск немедленной контратаки со стороны Польши, которая может собрать четыре дивизии в попытке застать нападающую армию врасплох.
А что, было бы интересно посмотреть на это шоу. Попытка – не пытка, не так ли?
В таком случае Москва бросила бы многочисленные силы на осаду Таллина и Риги и в то же время была бы вынуждена отражать польскую контратаку с юга. Расход боеприпасов был бы колоссален. Во время вооруженного конфликта с Грузией в 2008 году некоторые соединения израсходовали основной боезапас за 12 часов. Если взять эти темпы за образец, русским пришлось бы пополнять боеприпасы каждые 12-24 часа.
Запросто. В условиях работы подразделений МТО с взаимодействием с железнодорожниками – это организовать более чем просто.
До прибытия войск НАТО крупные силы Прибалтики не дадут России времени для строительства железнодорожных терминалов, вынуждая ее полагаться только на грузовики.
Здесь можно начать сомневаться в том, что Вершинин служил в какой-то из наших (и не очень наших) армий постсоветского пространства. Не будут наши строить терминалы. Это русская армия! Где встанут вагоны, туда подъедут грузовики, и разгрузка пойдет без всяких терминалов и прочей чепухи! И вообще, чем пустыннее пространство будет, тем быстрее все произойдет.
Медведя накормят, можно в этом не сомневаться.
В общем, ляпов было достаточно. Но прибалтийский и польский (я не стал его рассматривать, тоже фантастика) сценарии не имеют права на жизнь только потому, что они живут в фантазиях подполковника.
Но есть и очень здравые мыли у Вершинина.
Не похоже, что Россия организует силы МТО с расчетом на вторжение или блицкриг на территории Польши. В качестве альтернативы российское правительство создало армию, идеальную для стратегии активной обороны. Российские вооруженные силы способны вести боевые действия на своей территории или вблизи своей границы, а также осуществлять дальние ударные операции. А вот к продолжительному наземному наступлению далеко за пределами российских железных дорог без логистических пауз или массовой мобилизации резервных сил они не способны.
Не стоило бы проверять, честное слово. Да, для западного аналитика возможно, весьма непросто правильно оценить и понять действия России вблизи своих границ. Передвижения войск на границе с Украиной кто-то может рассматривать как подготовку к вторжению, а кто-то просто очередным раундом дипломатии. Силовой дипломатии. Знаете, это вопрос вкуса, а о них у нас спорят. Но Вершинин вполне правильно говорит о том, что без создания транзитных складов вблизи границ, ориентированных на снабжение войск, пересекших эту границу, нормальное вторжение просто невозможно.
Нет базы – нет возможности наступать. Это доказано еще 1944 годом, когда советские войска встали на подступах все к той же Варшаве. Невозможно что-то делать на театре военных действий без горючего, патронов и снарядов.
В принципе, для наших потенциальных из НАТО, можно дать один совет: пока мы занимаемся своими делами типа учений около границы – спите спокойно и не думайте о всяких глупостях вроде противостояния или отражения «агрессии».
Но вот если мы начнем строить дополнительные склады и завозить туда все необходимое согласно спискам – вот тогда стоит паниковать по полной программе. Но не раньше. Роман Скоморохов