Модернизация способна вновь сделать из МиГ-31 по-настоящему актуальную боевую машину. Об этом «ПолитРоссии» рассказал заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
В России полным ходом ведутся работы по модернизации сверхзвукового высотного всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31, и одна из машин уже находится на стадии испытаний. Об этом сотрудники нижегородского авиационного завода «Сокол» рассказали замминистра обороны РФ Алексею Криворучко. Как отмечается, сейчас капитальный ремонт этих самолетов с глубоким усовершенствованием до уровня МиГ-31БМ – основная задача предприятия.
Представители завода подчеркнули, что модернизация проводится при полной замене бортового радиоэлектронного оборудования на современные образцы и предусматривает применение современных авиационных средств поражения, примерно в три раза повышает боевую эффективность. При этом 99,9 % комплектующих обновленного самолета являются исключительно российскими. По словам представителя «Сокола», с момента поступления самолета на капитальный ремонт с модернизацией до его отлета проходит менее года.
МиГ-31 был разработан в 70-х годах прошлого века. Этот единственный истребитель в истории советских и российских ВВС, официально именуемый «воздушным кораблем», предназначен для перехвата и уничтожения целей, в том числе крылатых и баллистических ракет, на предельно малых, средних и больших высотах в простых и сложных метеоусловиях. Безусловно, сегодня этот самолет уже относится к числу устаревших. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов, именно модернизация способна вновь сделать из МиГ-31 по-настоящему актуальную боевую машину.
«Модернизационный потенциал МиГ-31, как платформы скоростного и высотного истребителя-перехватчика, очень высок. И, как говорится, грех этим потенциалом не воспользоваться. Что делают конкретно? Дорабатывается прицельно-навигационный комплекс, потому что сейчас есть новые возможности для этого. Например, стеклянная кабина. Это жидкостно-кристаллические экраны управляющих и индикационных систем кабины, куда выводятся данные прибора скорости, вариометра, авиагоризонта и так далее. А на второй экран, допустим, выводятся навигационные данные и данные прицельно-навигационного комплекса. А также сам прицел по той цели, которую мы выбрали. Для МиГ-31, например, характерна воздушная цель, по которым он и работает. Может и по наземным, но это в исключительном случае», – объясняет эксперт.
Помимо этого, замене подвергаются и радиолокационные станции. По словам Попова, даже по габаритам и весовым характеристикам новые РЛС имеют солидное преимущество над моделями старого образца. И, конечно же, дорабатывается система управления самолетом. Об этом, к слову, заявили и представители нижегородского авиазавода «Сокол». Как отмечается, в одном из вариантов улучшения МиГ-31 механическую систему управления меняют на электродистанционную, для чего на борт устанавливают ряд компьютеров.
«У нас же уже действует такая система управления, при которой с одного самолета командир звена может управлять ракетным вооружением всей четверки, которая с ним летит. И эта система сейчас тоже дорабатывается. Наконец, идет модернизация двигателей. Уже на выставке МАКС-2021 было показано несколько перспективных образцов силовых установок для боевой авиации, в том числе и для МиГ-31. У этих двигателей увеличены показатели топливной эффективности, тяговооруженности. А габариты этих моторов несколько уменьшились. И это тоже большой плюс, поскольку самолет может взять или немножко больше топлива, или вооружений на свой борт», – рассказывает Владимир Попов.
Также российская авиация получила очень большую гамму вооружения, что открывает еще одно направление для модернизации: производство новых подвесных систем, позволяющих вооружать самолеты новыми боеприпасами. К слову сказать, для МиГ-31 это вполне рядовая процедура – именно этот самолет стал первым и пока единственным истребителем, кто уже примерил на себя передовой гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал».
«Это самолет-носитель первых звуковых ракет "Кинжал". У нас сегодня стоят на вооружении практически три эскадрильи МиГ-31 с аппаратурой для этой ракеты. И это ведь тоже модернизированная машина. То есть, впервые в мире была сделана серийная машина, оборудованная под использование совершенно нового гиперзвукового боеприпаса, которого больше в мире ни у кого нет», – отмечает заслуженный военный летчик РФ.
По словам Владимира Попова, платформа МиГ-31 была выбрана для использования «Кинжала» по той причине, что сам самолет имеет возможность летать на скоростях порядка двух чисел Маха. В этом и заключается большой модернизационный потенциал МиГ-31 как истребителя-перехватчика.
«Сегодня наши северные широты защищены достаточно слабо. И МиГ-31 является главным щитом нашей Родины по защите Арктики. Именно с этой точки зрения мы и начинаем модернизацию. Чтобы он чуть-чуть дальше летал, чуть-чуть больше брал на борт, лучше прицеливался и лучше видел на больших дальностях. Все это нужно для того, чтобы нам защитить наши северные территории и национальные интересы от посягательств. Хотя у нас идет и разработка нового самолета под условным наименованием МиГ-41. Он уже есть почти, но мы пока решили выжать все возможное из техники, которая уже стоит на вооружении», – резюмирует Владимир Попов.
Ранее «ПолитРоссия» приводила
Автор: Константин Липавский
Читайте нас: