Эти корабли реально могут претендовать на звание лучших японских легких крейсеров. Да и в мировой табели о рангах они заняли бы довольно высокое место. Единственное, что все омрачает – очень уж невезучими в реальности оказались эти крейсера.
Но было у этих кораблей одно интересное отличие, о котором чуть ниже.
Изначально эти крейсера планировались как разведчики-скауты, но в итоге их перепрофилировали в лидеры эсминцев. Это сказалось на окончательном облике кораблей, при проектировании которых за основу были взяты классические 5500-тонные крейсера, но к моменту начала работ, стоявшие на вооружении Императорского
Потому, как только Япония вышла из Лондонского соглашения, адмиралтейство незамедлительно приступило к созданию крейсеров нового образца, благо, сдерживающих факторов не осталось. В итоге между 1939 и 1945 годами в строй должны были войти 13 новых крейсеров водоизмещением около 6000 тонн, и вошли почти все, но это было непросто. Верфи очень сильно были загружены военными заказами.
Итак, во второй половине тридцатых годов в Японии начались работы по созданию новых 6000-тонных легких крейсеров. Вообще легкие крейсера в Японии делились на два класса, «А» и «В». Крейсера типа «А» несли более сильное вооружение, главный калибр составляли орудия 155-мм, класс «В», который был ближе к лидерам эсминцев, вооружали 140-мм орудиями.
Новый тип кораблей должен был заменить легкие крейсера типа «Могами», которые путем замены башен превращались в тяжелые крейсера, вооруженные 203-мм орудиями. А высвобождающиеся 155-мм орудия могли быть использованы для вооружения кораблей, идущих на смену. Очень логично, не так ли?
Так что «Агано», в основе которого лежали работы капитана Фудзимото над крейсером «Юбари». Корабль должен был обладать высокой скоростью и дальностью хода, что вполне устраивало адмиралтейство. Вооружить его изначально планировали 155-мм орудиями в башнях от «Могами», но это вело к значительному росту водоизмещения и увеличению размеров (ширины) корабля.
Потому от 155-мм орудий решили отказаться, а вооружить корабли 152-мм орудиями, спроектированными фирмой «Виккерс» из Великобритании и производившимися по лицензии. Такие орудия входили в состав вооружения линейных крейсеров типа «Конго» в качестве противоминной артиллерии.
На «Агано» решили установить восемь таких орудий в четырех двухорудийных башнях. Но так как крейсера должны были стать разведчиками и лидерами эсминцев, то количество башен уменьшили до трех, зато усилили торпедное вооружение, установив два четырехтрубных торпедных аппарата вместо трехтрубных.
И это стало окончательным проектом вооружения.
Постройка кораблей началась в 1940 году, закладкой головного «Агано». Строительство шло очень невысокими темпами, приоритет был отдан тяжелым крейсерам и авианосцам.
Длина корпуса корабля типа «Агано» составила 172 м.по ватерлинии, а максимальная 174,5 м. Ширина - 15,2 м., осадка - 5,63 м. Стандартное водоизмещение составило 6 614 т, а полное – 8 338 т.
Бронирование
Бронирование легких крейсеров традиционно для японских конструкторов, было именно легким. Бронепояс толщиной 60 мм прикрывал машинное и котельное отделения, защищая от снарядов 140-мм на расстоянии до 20 кабельтовых (почти 4 км).
Погреба боезапаса защищались листами брони толщиной 55 мм, румпельное отделение листами брони 16, 20 и 30 мм, боевая рубка бронировалась лоб – 40 мм, бок – 30 мм, верх – 20 мм, тыл – 16 мм.
Барбеты башен главного калибра имели толщину 25 мм, башни – 25,4 мм, бронепалуба – 20 мм, скосы бронепалубы – 20 мм.
Энергетическая установка
Корабль приводили в движение энергетической установкой из шести паровых котлов и четырех турбозубчатых агрегатов типа Kampon, которые вращали четыре гребных винта.
Мощность силовой установки была 104 000 л.с., что легко позволяло достичь скорости в 35 узлов. Запас топлива составлял 1 900 тонн нефти, чего по расчетам хватало на 6 300 миль, а реально 5 820 миль при 18 узлах крейсерского хода.
Экипаж и обитаемость
Общая численность экипажа по проекту должна была составить 649 человек, однако, как показывала практика, на всех японских кораблях численность экипажа была значительно выше проектной. В основном из-за увеличения количества расчетов зенитной артиллерии. Так на самом «Агано» численность экипажа составила 700 человек, а на «Сакаве» - 832 человека.
Вооружение
Главный калибр
Главный калибр состоял, как уже было сказано, из шести орудий калибра 152-мм. Эти орудия системы «Виккерс» стреляли снарядами весом 45,4 кг на максимальную дистанцию 21 км. Боевая скорострельность 7-10 выстрелов в минуту.
Двухорудийные башни обеспечивали возвышение ствола до 55° и было возможно ведение заградительного зенитного огня. Такие башни использовались только на крейсерах типа «Агано».
Вспомогательная/зенитная артиллерия
В качестве вспомогательной артиллерии использовались четыре новейших 76-мм орудия Type 98 в двухорудийных установках Mod. «А», также более нигде не применявшиеся.
Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена шестью 25-мм автоматами Type 96 и четырьмя 13,2-мм пулеметами Type 93.
Естественно, количество автоматов с течением войны изменялось. В начале 1944 года крейсера имели уже по 26 стволов калибром 25-мм, в июле 1944 года два оставшихся в строю корабля имели уже 52 ствола 25-мм, а окончательная цифра зенитного вооружения была 61 ствол: 10 трехствольных установок и 31 одноствольная.
Все корабли за исключением «Агано» получили радары.
Минно-торпедное и противолодочное вооружение
На крейсерах типа «Агано» установили два четырехтрубных 610-мм торпедных аппарата расположенных по одному на борт, которые заряжались торпедами Type 93. Аппараты имели систему быстрой перезарядки, потому запас торпед составлял 24 шт.
Кроме торпед каждый крейсер имел гидрофоны для обнаружения подводных лодок и два бомбосбрасывателя с 36 глубинными бомбами.
Каждый крейсер имел стандартную катапульту Type 1 №2 Mod.11 и два гидросамолетов Kawanishi E15K Type 2.
Набор вооружения был не типичным для кораблей того времени. Крейсера типа «Агано» были значительно сильнее, чем обычные японские легкие крейсера, имевшие 6-7 орудий калибром 140-мм, которые, к то же, не могли все участвовать в бортовом залпе.
Правда, боевую службу этих кораблей невозможно назвать успешной.
Боевая служба
«Агано»
Боевую службу «Агано» начал в декабре 1942 года, когда вместе с группой прикрытия авианосца «Зуньо» эскортировал конвой с войсками для захвата островов Новой Гвинеи. Острова Вэвек и Маданг были в итоге захвачены японцами.
Дальше «Агано» принял участие в эвакуации японской армии с Гуадалканала.
В ноябре 1943 года «Агано» принял непосредственное участие в обороне Рабаула и в сражении в заливе Императрицы Августы. Японцы тогда потерпели поражение, потеряв крейсер «Сендай» и эсминец «Хацукадзе».
После битвы, вернувшись в Рабаул, 7 ноября 1943 года, «Агано» чудом не стал жертвой налета самолетов с авианосцев «Саратога» и «Принстон», но в итоге отбился.
10 ноября американцы повторили визит, который был более удачен: торпеда с «Эвенджера» попала в корму «Агано», изрядно разворотив рулевое и машинное отделения. Насколько залатав повреждения, «Агано» отправился в составе конвоя на остров Трук, где находилась большая база японского флота с тем, чтобы встать на ремонт.
И снова не повезло. «Агано» был атакован американской подводной лодкой «Скамп». После взрыва торпеды, крейсер совсем потерял ход. В районе действовала еще одна американская подводная лодка, «Альбакор», которая пыталась добить крейсер, но была отогнана кораблями сопровождения.
«Агано» был взят на буксир систер-шипом «Носиро» и все-таки притащился на Трук 16 ноября.
Выяснилось, что на Труке отремонтировать крейсер нет возможности. И еще раз подлатав корабль и поставив его на ход, «Агано» отправили в Японию, чтобы там уже серьезно отремонтировать.
Не получилось. Сперва «Агано» получил две торпеды от американской подлодки «Скат». Корабль снова потерял ход, и американцы засадили в крейсер еще две торпеды. Возможно, если бы не сильнейший пожар, экипаж мог бы отстоять «Агано». Однако, фактически изуродованный и полыхающий остов крейсера был брошен экипажем, который перешел на борт эсминца «Фумизуми».
И снова не повезло. Через несколько часов на эсминец налетели американские торпедоносцы и потопили корабль со всем экипажем и гостями с «Агано». Не выжил никто.
Вообще стоит отметить, что «Агано» был категорически невезучим кораблем.
«Носиро»
После введения в строй крейсер был назначен лидером 2-й флотилии эсминцев Второго флота. С 23 августа 1943 года «Носиро» базировался на Трук и занимался в основном патрулированием.
Боевое крещение произошло 5 ноября в бухте Симпсон, где в составе отряда кораблей пытался противодействовать американскому вторжению. Экипажи самолетов с авианосцев «Принстон» и «Саратога» очень неплохо отбомбились по крейсеру, который получил несколько пробоин от взрывов бомб рядом с бортами.
Крейсер пошел на Трук для ремонта. Однако 10 ноября «Носиро» нарвался на уже упоминавшуюся лодку «Скамп», экипаж которой выпустил по крейсеру сразу шесть торпед. Однако везение было на стороне «Носиро» и только одна торпеда догнала крейсер, однако разорвалась преждевременно, причинив, правда, дополнительные повреждения. А начавшийся дальше небольшой шторм позволил покалеченному крейсеру уйти от подводной лодки.
15 ноября 1943 года «Носиро» прибыл на Трук, где пройдя ремонт, продолжил патрулирование островов в центральной части Тихого океана. 21 ноября крейсер выходил в море для оказания помощи танкеру «Терукава Мару», который торпедировали американцы, но не успел, и танкер затонул.
В начале 1944 года крейсер принял участие в эвакуации японских войск из Кавиенга. Там его отловили самолеты с авианосцев «Банкер Хилл» и «Монтеррей». В «Носиро» попала бомба в район башни №2, в правый борт, повредив обшивку и вызвав течь. Крейсер пришлось отправить на длительный ремонт.
В июне 1944 года крейсер принял участие в сражении у Марианских островов. Номинально. Орудия «Носиро» не сделали ни одного выстрела, гидросамолеты не взлетали, торпеды не запускались. Странное такое участие.
После ремонта и модернизации «Носиро» был отправлен в Первое диверсионное ударное соединение адмирала Куриты. В октябре принял участие в бою у о. Самар, в котором 127-мм снаряд с американского эсминца вывел из строя стабилизированный пост наводки по правому борту.
26 октября 1944 года в проливе Сан-Бернардино соединение адмирала Куриты попадает под удар авиации с авианосцев «Уосп» и «Коупенс». Первая атака на «Носиро» повреждает рулевое управление. Во время второй атаки крейсер получает торпеду в корму и полностью лишается управления и теряет ход. Дальше третья атака превращается просто в добивание неподвижной цели. Прилетевшие с авианосца «Хорнет» торпедоносцы пять раз попадают торпедами в неподвижный «Носиро». Экипаж не сдается и просто творит чудеса, борясь за живучесть, несмотря на то, что машинное и котельные отделения залиты водой.
Через два часа, в ходе четвертой атаки, «Носиро» получает еще одну торпеду. Спустя еще час крейсер уходит на дно, унося с собой 328 человек команды.
«Яхаги»
Вступил в строй 29 декабря 1943 года, однако процесс довооружения, оснащения и обучения экипажа затянулся неприлично надолго. В состав Первого мобильно флота «Яхаги» попал только в мае 1944 года.
Боевое крещение прошло в битве при Марианских островах. «Яхаги» принял в битве непосредственное участие в виде мишени, как и прочие корабли по обе стороны фронта. Повреждений крейсер не получил, принял участие в спасении экипажа авианосца «Шокаку».
29 сентября 1944 г. «Яхаги» входит в состав Второй группы Ночного боя вице-адмирала Судзуки Первого диверсионного Ударного соединения вице-адмирала Курита. Проводит конвои между Сингапуром и о. Лусон.
24 октября «Яхаги» оказался в битве у острова Сибуян. Сначала его очень качественно отперфорировала бомбами американская авиация, вызвав многочисленные затопления и течи. Экипаж справился с проблемами, но скорость упала до 20 узлов.
Даже в таком состоянии, на следующий день, «Яхаги» топит огнем артиллерии американский эсминец «Джонстон». В ответ получает 127-мм снаряд в ходовой мостик и 250-кг бомбу рядом с торпедным аппаратом правого борта.
Требовался ремонт и крейсер ушел в Куре для ремонта и модернизаций.
Далее «Яхаги» был приписан в отряд прикрытия линкора «Ямато». 5 апреля участвовал в совместных стрельбах с линкором по данным РЛС, а 6 апреля «Яхаги» выходит в свой последний поход.
«Яхаги» вышел в море 6 апреля 1945 года для участия в операции «Тен-Го». Последняя крупная операция, разработанная японским Морским Штабом. Отряд кораблей во главе с линкором «Ямато» должен был прорваться к Окинаве, атаковать американский десантный флот, нанести ему максимальные повреждения и выбросился на мелководье, чтобы превратить корабли в стационарные батареи.
Отряд был крошечный: линкор «Ямато», легкий крейсер «Яхаги», 8 эсминцев. Против отряда была брошена вся мощь авиации американского флота. Результат известен: «Ямато», изуродованный торпедами и бомбами, пошел на дно.
Операция «Тен-Го» на этом закончилась.
«Яхаги», в который попало 4 торпеды и 12 бомб, затонул за 15 минут с момента попадания первой бомбы.
Крейсер затонул раньше «Ямато», в 14.05. Погибло 445 членов экипажа «Яхаги».
«Сакава»
Крейсер вступил в строй 30 ноября 1944 г. со штатным вооружением и 7 декабря 1944 г. возглавил 11-ю флотилию эсминцев Комбинированного флота.
Базировался на Сингапур, куда в начале 1945 года перевез более 700 солдат, эвакуированных из Пенанга. «Сакава» долго не выходил в море по причине плохой подготовки экипажа.
26 марта 1945 года крейсер сопроводил конвой в Кам-Рань, а 8.04 переходит в Майдзуру, где крейсер частично разоружили, демонтировав катапульту и выгрузив боезапас 152-мм орудий. После этого «Сакава» был включен в состав ПВО Военно-морского района Майдзуру.
28 июля во время налета американской авиации, крейсер получил незначительные повреждения из-за близких разрывов бомб. Капитуляцию Японии «Сакава» встретил в Майдзуру.
После капитуляции Японии «Сакава» занимается перевозкой репатриантов из Сингапура в Нагасаки. Этим корабль был занят до июня 1946 года, после чего «Сакава» был передан американскому флоту.
25 февраля 1946 года «Сакава» входит в состав отряда кораблей, которые планировали использовать его в качестве мишеней на атолле Бикини.
В марте 1946 года корабль перевели из Йокоски к Эниветоку силами американского экипажа состоящего из 165 матросов и офицеров совместно с линкором «Нагато». Спустя десять дней перехода, находясь в 560 км от атолла Эниветок, линкор вышел из строя, паровой котел начал принимать воду и появился крен на правый борт. «Сакава» взял линкор на буксир, и они добрались до Эниветока 1 апреля 1946 года.
Примечательно, что экипаж крейсера поднял самый настоящий бунт. Американские матросы, не привычные к спартанским условиям на японских кораблях, да еще и было их 165 человек вместо 325 по регламенту, взбунтовались и испортили большое количество оборудования на корабле.
«Сакава» и «Нагато» стали первыми кораблями-атомными смертниками. 1 июля 1946 года, «Нагато» и «Сакава», вместе с американскими линкорами «Пенсильвания», «Невада», «Арканзас» и «Нью-Йорк» испытали на себе мощь атомного
Бомба «Эйбл» взорвалась в 450 метрах над кормой крейсера. Взрыв вызвал многочисленные пожары, взрывная волна уничтожила надстройку и проломила корму. Крейсер горел больше суток. Корабль хотели отбуксировать на мелководье для изучения, но после начала буксировки «Сакава» начал тонуть и чуть не утащил за собой буксир.
В итоге 2 июля 1946 года бывший крейсер «Сакава» окончательно скрылся под водой.
Что можно сказать в качестве итога? Крейсера типа «Агано» оказались весьма быстрыми, хорошо вооружёнными и, главное – крепкими кораблями. То, что их применение было каким-то откровенно неудачным, за исключением, пожалуй, «Яхаги», который потопил эсминец, в остальном как-то совсем уж уныло.
Скорее всего, корабли здесь не при чем. Ближе к концу войны выучка экипажей японских кораблей неуклонно падала, так как императорский флот просто не успевал обучать замену выбывающим. Корабль построить – только половина дела, хорошо обученный экипаж – намного сложнее.
Но по сути, крейсера типа «Агано» были финалом развития семейства японских легких крейсеров и по своим данным могли оставить за кормой многих одноклассников из Франции, Италии, Германии и США.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: