В рамках книжного фестиваля «Красная площадь» в павильоне «История Отечества» прошел круглый стол «Как писать об истории XX века в школьных учебниках?». В ходе мероприятия, организованного Российским военно-историческим обществом, учение-историки и издатели обсудили актуальные вопросы и проблемы создания учебников по истории для школьников.
- Учебники истории, с одной стороны, должны отражать достижения науки, с другой стороны, более взвешенно, чем в газете, написать о том, что было совсем недавно. Учебник должен быть правдивым, там никогда не должно быть лжи или информации, которая дает только одну точку зрения, он должен быть максимально объективным. Учебник должен обозначить те вопросы, которые не разожгли бы страстей в самом ученическом коллективе и не устроили бы политическую дискуссию на уроке истории, - сказал доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель экспертного совета издательства „Просвещение“ Александр Данилов.
Участники дискуссии отметили, что в освещении тех или иных исторических периодов необходим взвешенный подход и беспристрастность.
- Создание современного учебника – очень сложный, долговременный и трудоемкий процесс, за которым стоит очень много людей. Поэтому крайне важно соблюсти все нормативные документы с содержательной точки зрения. Для учебника истории – это Федеральный государственный образовательный стандарт. Крайне важно очень взвешенно подходить к освещению тех или иных исторических периодов, важно дать все сбалансированно, в соответствии с нормативными документами. С другой стороны, нужно сделать подачу материала интересной, не превратить учебник в сборник исторических фактов, - подчеркнул доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Руслан Гагкуев.
Он отметил, что недавно перечень учебников по всеобщей и отечественной истории пополнился пособиями под редакцией Помощника Президента РФ, Председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского.
- Одна из главных особенностей новой линейки учебников – тесная интеграция курсов отечественной и всеобщей истории. На протяжении нескольких лет, в течение которых велась работа над ними, мы старались прописать взаимосвязь тех событий, которые происходили в России, с теми событиями, которые в это же время происходили в других странах. Другая важная особенность – это патриотическое воспитание. Большое внимание уделяется не только военной истории, но воспитанию патриотизма через культуру, наших выдающихся деятелей и современников, поскольку курс охватывает время практически до наших дней, - сказал Руслан Гагкуев.
В ходе круглого стола было отмечено, что школа или учитель могут выбрать ту или иную линейку учебников в зависимости от специфики.
- Несмотря на то, что есть историко-культурный стандарт, мы должны понимать, что учебник – это авторская вещь, но все они, так или иначе, дают тот объем знаний, который необходим, чтобы ощущать себя грамотным человеком. Без знания истории, хотя бы основных ее моментов, нельзя понять многое из того, что происходит сейчас. Никакой монополии на учебники в настоящий момент нет. Учитель или школа могут выбрать тот учебник, который больше подходит в силу их специфики или того, как видит свой курс учитель. Но все учебники дают тот объем знаний, который предусмотрен историко-культурным стандартом, и в этом его значимость, - сказал кандидат исторических наук, руководитель Центра общественных наук издательства „Просвещение“ Сергей Тырин.
Он отметил, что авторы учебников в последние годы отходят от изложения чисто политической истории и делают акцент на жизни людей в тот или другой исторический период.
- Современный тренд, который наметился практически во всех учебниках, — это отход от только политической истории. Хотя эти события, может быть, лучше остаются в памяти, мы должны понимать, что история – это жизнь людей. Поэтому в учебниках, которые есть сейчас, в той или иной степени представлены не только политические события или войны, но и жизнь простых людей. Практически в каждом учебнике есть главы и параграфы, которые рассказывают о жизни людей в тот или иной период. Нам очень важно дать ребятам «ощущение эпохи», в которой жили и творили люди – что их окружало, чем они жили. Таким образом, получается комплексный взгляд на эпоху, - подчеркнул Сергей Тырин.
В эпоху развития интернета и мультимедийных технологий все чаще встает вопрос – а зачем вообще нужны учебники, если любую информацию можно найти во «всемирной паутине». Этот вопрос также не остался в стороне от участников дискуссии.
- Интернет – это такая библиотека, где масса различной литературы с разными мнениями, зачастую прямо противоположными. Не каждому взрослому человеку под силу разобраться во всем этом, тем более, когда приводится ссылка на какие-то документы или факты. Поэтому очень важно, несмотря на то что есть интернет, заложить человеку базовые знания, чтобы школьник понимал основные механизмы функционирования общества, причинно-следственные связи, не верил всему, что есть. Роль учебника, несмотря на развитие информационного общества, остается очень важной, потому что информации бесконечно много и нужно уметь правильно ее понимать. Учебник будет жить, но он будет меняться, так же как меняется и время, - добавил Сергей Тырин.
Читайте нас: