В 1754 году на заседании Санкт-Петербургской Академии наук Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата — прообраз современного вертолета. В протоколе заседания было зафиксировано: «Высокочтимый советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродинамической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев… подниматься в верхние слои воздуха…» Винты модели приводились в движение «силой пружины, какой обычно снабжают часы».
Увы, развить проект Ломоносову не удалось.
В 1855 году во время обороны Севастополя скончался вследствие тяжелого пулевого ранения в голову выдающийся российский флотоводец, герой Наваринского и Синопского сражений адмирал Павел Степанович Нахимов.
После гибели адмирала Корнилова он возглавил оборону черноморской крепости России. Появляясь на критических участках в ходе боев, Нахимов лично возглавлял штыковые контратаки. Он дважды был ранен, но не оставлял командования, служа примером защитникам Севастополя. 10 июля 1855 года во время объезда оборонительных позиций адмирал был смертельно ранен пулей в висок на Малаховом кургане и скончался спустя два дня. По похоронной процессии со стороны противника не было сделано ни одного выстрела.
Гибель адмирала Нахимова поставила точку в обороне Севастополя и во всей Крымской войне. В 1856 году в Париже был заключён мирный договор, по которому Россия лишалась южной части Бессарабии с устьем Дуная, а также права держать свой военно-морской флот на Чёрном море. Россия была вынуждена ликвидировать все свои черноморские крепости.
В 1959 году в Севастополе был воздвигнут памятник Нахимову работы скульптора Николая Томского. Он заменил стоявший у Графской пристани памятник работы Шредера, разрушенный во время гражданской войны.
Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские Нахимовские училища, а в 1944 году Президиумом Верховного Совета СССР учредил воинские медаль и орден Нахимова 1-й и 2-й степени.
В 1905 году в США на озере Биг-Муз в горах Адирондака произошло чрезвычайное происшествие. Честер Джиллет, 22-летний рабочий на фабрике воротничков в Кортленде (штат Нью-Йорк) и 19-летняя Грейс Браун, работавшая вместе с Джиллетом, отправились покататься на лодке и оба утонули. Озеро тщательно обследовали, но нашли только тело девушки, позже обнаружили и юношу. Он весело проводил время на вилле, расположенной на берегу одного из ближайших озер. Выяснилось, что девушка ждала от него ребенка и умоляла Честера жениться на ней. В последнем письме, найденном в комнате молодого человека, она угрожала ему, заявляя, что расскажет об этом неким важным друзьям. Окружной поверенный установил, что девушке была нанесена рана либо веслом, либо теннисной ракеткой, найденной в ближайшем лесу. Доказано было также, что ракетка была куплена Джиллетом, и этого стало достаточно, чтобы отправить его на электрический стул. Перед смертью он во всем признался, сославшись на то, что девушка мешала ему жениться на богатой наследнице. Обо всем этом американцы узнали из небольшого журнальчика Олд-Форджа, городка, расположенного вблизи озера Биг-Муз. Статья попалась на глаза и писателю Теодору Драйзеру, который на основе этой реальной истории создал свой знаменитый роман "Американская трагедия".
В 1921 году Политбюро ЦК отклонило ходатайство Луначарского и Горького о разрешении тяжело больному поэту Александру Блоку выехать в Финляндию на лечение. В тот же день взволнованный отказом Горький отправил письмо Ленину. "Честный писатель, не способный на хулу и клевету по адресу Совправительства, Александр Блок, умирает от цинги и астмы, его необходимо выпустить в Финляндию, в санаторию", - писал вождю Алексей Максимович.
В свою очередь нарком просвещения Луначарский четыре дня спустя обратится в ЦК: «Могу вам заранее сказать результат, который получится вследствие вашего решения: высоко даровитый Блок умрет недели через две, а Федор Кузьмич Сологуб напишет по этому поводу отчаянную, полную брани и проклятий статью, против которой мы будем беззащитны, так как основание этой статьи, то есть тот факт, что мы уморили талантливейшего поэта России, не будет подлежать никакому сомнению и никакому опровержению".
В 1941 году в Москве было подписано соглашение о совместных действиях СССР и Великобритании в войне против Германии. Стороны обязывались не заключать с Германией сепаратного мира. О том, что Англия станет союзником Советского Союза и окажет ему помощь в войне против Германии, британский премьер-министр Черчилль заявил сразу же после известия о нападении Германии на СССР 22 июня. Мнение Черчилля не совпадало с выкладками английских военных специалистов, которые считали, что СССР потерпит поражение в течение 10 дней.
В 1876 году родился Сергей Уточкин - авиатор, спортсмен, победитель гонок, весельчак, «кумир рыбаков, велосипедистов, женщин и уличных мальчишек». Огненно-рыжий заика, великий одессит, он пытался взлететь на автомобиле, пристроив к нему крылья. Летал на воздушном шаре, аэростате, планёре, аэроплане и даже крыле ветряной мельницы. Он поднимался в воздух над 70 городами мира. В общем, легендарная личность…
Умер пионер воздухоплавания в 1916 году.
«Человеческое лицо – высшее творение природы», - утверждал итальянский художник и скульптор Амедео Модильяни, родившийся в такой же день 1884 года. Судьба отмерила ему недолгую и трудную жизнь – всего 35 лет.
Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных метров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции, а в скульптурных работах – ощущается влияние модной в то время африканской пластики.
Модильяни совершенно самостоятельно развил свою неподражаемую творческую манеру, выработал свои индивидуальные живописные каноны. Его холсты не случайные видения – это мир, осознанный художником, обладавшим необычайным сочетанием детскости и мудрости.
Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнаженная натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах художника «оживляет» его образы. Картины Модильяни, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.
В 1895 году родился Ричард Бакминстер Фуллер - американский дизайнер, изобретатель, философ, архитектор, математик, поэт, инженер, педагог, лауреат 47 международных и американских премий.
Он учился в Гарвардском университете и Военно-морской академии, а работать начинал в промышленности. Первым известным проектом Фуллера является дом «Димаксион», название которого означает сочетание динамики и максимальной эффективности. Это же имя Фуллер дал основанной им фирме и трехколесному автомобилю, спроектированному в 1932 году.
С 1927 года он разрабатывал «геодезические купола» - пространственные конструкции, в основе которых октаэдры и тетраэдры. Из наиболее известных его работ - «Золотой купол» для Американской выставки в Москве 1959 года и павильон США на Всемирной выставке в Монреале.
«Я просто изобретаю. А потом жду, пока люди поймут, что они могут сделать с моими изобретениями», - говорил Фуллер.
По его мнению, задача дизайна – преобразование мира, чтобы создать оптимальные условия для жизни человека. Идеи Фуллера оказали огромное влияние на развитие мировой проектной культуры.
В 1904 году родился великий чилийский поэт Пабло Неруда.
…Не могу я жить без того, чтобы листья
не летали и не возвращались на землю.
Еще мне нужна зима,
дождь, который любил я,
ласка огня в холоде леса.
А затем мне необходимо лето,
круглое, как арбуз.
И наконец – твои глаза.
Он начал писать стихи в 10 лет, в 20 стал известным у себя на родине. Ну а мировую славу ему принесли поэтические сборники «Испания в сердце», «Всеобщая песнь», «Оды изначальным вещам».
За свою жизнь Пабло Неруда опубликовал свыше сорока сборников и в 1971 году, за два года до кончины, был удостоен Нобелевской премии по литературе «за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».
В своей нобелевской лекции поэт сказал:
«Непреодолимого одиночества не бывает, - все пути ведут к одной цели: рассказать с помощью творческого воображения, кто мы такие. Я родился в далекой стране, отделенной от остального мира отрогами гор. Я был самым отчаявшимся поэтом на свете. Но я всегда верил в человека. Я никогда не терял надежды».
«Каждая песня - это судьба!» - говорит народная артистка России Валентина Толкунова. - И только о чувстве надо петь. Я рада, что избежала песен-лозунгов, а всегда пела о людях, об их радостях и переживаниях».
Читайте нас: