План бить врага на его территории предполагал мощный танковый дар под прикрытием самолетов. Так Красная армия старалась воевать на Западе, по такому сценарию проходил разгром польской армии в 1939 году. Немцы учли расположение главных сил советской авиации у границ, применяя различные методы сбора разведывательной информации: диверсионные группы, пролеты на большой высоте специальных самолетов весной 1941 года.
Цифры выяснялись совершенно не в пользу люфтваффе. Нацисты могли бросить на СССР летом 1941 года 4600 боевых самолетов (учитывая с авиацией союзников). У РККА было не менее 8,5 тысяч самолетов на западе СССР. Свыше 10 тысяч самолетов находилось в глубине страны. Однако немецкие генералы все же приняли решение вторгнуться в Советский Союз. Немецкая разведка убедила Генштаб, что только пятая часть советской авиации могла сражаться с немцами на равных.
Так получилось в силу разных причин. Но главной было появление на вооружении люфтваффе истребителя Messerschmitt BF 109, который стал самым массовым немецким самолетом Второй мировой войны. Немцы располагали к июню 1941 года новейшими модификациями этого маневренного и скоростного истребителя. Советская авиационная промышленность недостаточно оперативно отреагировала на немецкую новинку. В основном авиация РККА могла опираться на И-16 и И-153, неплохие для 1930-х годов истребители. Был освоен выпуск и более современных Як-1, МиГ-3. Но полностью авиация еще не перешла на эти машины. Потому летчики РККА вынуждены были воевать в первые месяцы войны на уступавшей немцам в маневренности авиатехнике.
Хорошая разведка сил противника позволила люфтваффе нанести молниеносные удары по аэродромам РККА в самые первые часы. Как свидетельствует статистика, 22 июня прямо на местах дислокации было выведено из строя 800 боевых самолетов Красной армии. Многие машины попросту не могли взлететь из-за разрушенных взлетных полос или из-за отсутствия топлива. Бомбежки производились и по топливным хранилищам. Просчетом командования ВВС СССР можно считать слишком близкое к границам расположение полевых аэродромов, которые смогла обстреливать артиллерия вермахта и которые оказались под ударами панцерваффе.
Но, как показывают последние исследования, немцы полностью не уничтожили всю авиацию Сталина, как докладывали генералы Гитлеру 22-23 июня 1941 года. Уже в самом начале вторжения самолеты люфтваффе были таранены советскими пилотами. Их моральный дух был высок, они шли на таран, расстреляв боезапас. Только за первые сутки войны на фронте было произведено до 15 таранов немецкой авиатехники.
Не удалось подавить авиацию РККА на юге. Там на аэродромах было разбито только 3 процента самолетов Красной армии. В воздушных боях на юге немцы терпели поражения, которые стоили больших потерь как летчиков, так и материальной части.
Хотя в первый период войны немцы имели явный перевес в воздушном пространстве, но советской авиации удалось не допустить выполнения цели, поставленной Гитлером асам Геринга. Фюрер хотел, чтобы полностью был выведен из строя промышленный потенциал крупных городов СССР в европейской части. И в первую очередь в Москве. Но нацистам это не удалось, поскольку на защиту столицы выделялось до полутысячи истребителей. С 22 июля по 15 августа 1941-го около 1700 немецких самолетов приняли участие в бомбардировках Москвы. Но из всей воздушной армады до столицы смогли долететь лишь 70 "юнкерсов". как вспоминали участники обороны столицы, немцы, заметив большие силы истребителей противника, разворачивали бомбардировщики и сбрасывали бомбы над реками или лесными массивами.
До промышленных районов они так и не долетали. В таких рейдах на Москву было сбито до 200 самолетов люфтваффе. К весне 1942 года немцы лишились в налетах на советскую столицу уже 930 крылатых машин. План фюрера так и остался полностью проваленным. В период между июнем и ноябрем 1941-го года на Восточном фронте ВВС Германии утратили 5 тысяч самолетов. В тоже время удались советские рейды на Берлин, который бомбили Ил-4 и Пе-8. Дело дошло до того, что ответственный за снабжение люфтваффе военной техникой генерал Эрнст Удет вынужден был застрелиться. Генерал не смог объяснить фюреру причины провалов.
Утверждения немецких историков о якобы имевшем месте полном разгроме ВВС СССР в первые месяцы войны не подтверждаются фактами. Советская авиация быстро оправилась от некоторых поражений и к 1943 году сумела перехватить стратегическую инициативу в воздушных боях. Ее роль под Сталинградом, на Курской дуге, в освобождении западных областей Советского Союза была высоко оценена и союзниками, которые поставили РККА самолеты своих систем. В конечном итоге советская авиация оказалась технически более совершенной немецкой, более многочисленной и мощной.
Из-за провала блицкрига на Востоке Эрнсту Удету пришлось покончить с собой
Миф о технологическом превосходстве люфтваффе родился среди пропагандистов Геббельса. И оказался очень живуч и после завершения второй мировой войны. На самом деле достаточно почитать мемуары самих пилотов ВВС Германии, чтобы опровергнуть подобные измышления. Если бы нацисты получили авиатехнику более совершенную, чем у РККА, то немецкий блицкриг был полностью был завершен там, где определяли его границы стратеги-авторы плана "Барбаросса". Нельзя не отрицать высокого уровня производственной культуры немецкой авиастроительной индустрии. Но советским инженерам пришлось выдержать суровый экзамен военных лет.
Немало советских предприятия было эвакуированы на Урал, в глубь страны. Станки ставили под открытым небом. Но авиастроители добились того, что по своим боевым качествам самолеты РККА не уступали немецким, а даже превосходили их. Большую самоотверженную работу проделали и пилоты РККА, которые в начале войны переучивались для боевой работы на абсолютно незнакомых новых истребителях. Работу над ошибками им приходилось выполнять уже в боевых условиях. Победа советской авиации в годы Великой Отечественной войны стала общим результатом армии и народа, мобилизованных ради спасения страны от вражеского нашествия.