Исаак Ильич Левитан. «Деревня». По праву его называют живописцем русской деревни. И всё ведь нарисовано с натуры. По сути, это фотографии…
«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
(Кому на Руси жить хорошо. Н. А. Некрасов)
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
(Кому на Руси жить хорошо. Н. А. Некрасов)
Начало и конец крестьянской цивилизации. Тема крестьянской цивилизации на планете Земля и её частность – крестьянство в России, вызвали явный интерес у читательской аудитории ВО. Сейчас перед ней третий материал на эту тему, и вот тут-то, наконец (я думаю уж пора!), ей будет также представлена литература для самостоятельного чтения, чтобы те, кому это будет интересно, смогли углубить свои знания по данному предмету. Впрочем, одну книгу, я считаю, следует прочесть всем, любому грамотному гражданину нашего Отечества. И я очень удивлён тому, что она как обязательный источник до сих пор не введена в школьную программу. Может быть потому, что там встречаются такие слова, как «сука» и «выпадение матки», но уж по крайней мере в десятом классе детей это шокировать не должно.
Книга Семёновой-Тян-Шанской О. П. «Жизнь «Ивана»
Называется эта замечательная книга «Жизнь «Ивана» [1], а написала её Ольга Петровна Семёнова-Тян-Шанская – дочь знаменитого путешественника, российского географа и академика. Книга ценна как источник, поскольку описывает всё то, что было у неё перед глазами. Узнать из неё можно многое: например, что у крестьянина среднего достатка хозяйство было очень приличным, имел он трёх лошадей, пятнадцать овец и прочей скотинки; есть там цены на товары и продукты и семейный бюджет, и про то, как сватались и… сожительствовали ещё до брака; когда женились и замуж выходили, а ещё… часто ли муж бил жену, и что ему бывало, если она умирала от побоев; как женщины «в хрестьянстве» вынашивали и рожали детей, и какое у них было воспитание; что тогда ели и что пили, в какую одежду одевались; про их болезни и методы лечения; о работе и веселии… И о многом, многом другом, ведь недаром книга называется «Жизнь «Ивана». Правда, в ней нет обобщений. Всё описанное имело отношение к деревне Гремячка Рязанской губернии, но это ведь как капля воды, в которой отражается весь океан!
Есть также очень интересная диссертация по крестьянству моей разлюбезной Пензенской губернии «Крестьянское хозяйство Пензенской губернии во второй половине XIX века» (тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат
Исаак Ильич Левитан. «Деревенская церковь» 1888 г.
Ну а теперь перейдём собственно к положению пореформенного крестьянства. И… тяготы его положения расписывать смысла нет. А вот есть смысл обратиться к очень интересной работе В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», написанной им в 1896-1899 гг., изданной в царской России вполне легально в конце марта 1899 года издательством М. И. Водовозовой в Петербурге в количестве 2,4 тыс. экземпляров. В 2012 году Р. Г. Пихой (советский и российский историк, доктор исторических наук (1987), профессор (1989)) давал ей такую оценку:
Это практически образцовый труд в области экономической истории, свидетельствующий о незаурядном интеллекте автора. Оказавшись в тюрьме, а затем в ссылке, он переработал огромный пласт статистики – в работе присутствуют ссылки на 500 с лишним источников. Самое интересное место «Развития…» – то, что Ленин писал о русской деревне, о неизбежности разрушения крестьянской общины… Даже сегодня за работу такого уровня сразу присвоили бы докторскую степень.
То есть работа стоящая, не так ли? И что же там Ленин написал о крестьянстве?
А написал он то, что очень не понравилось нашим славянофилам и эсерам, мечтавших через крестьянскую общину вступить в социализм. Написал, что она есть… де юре, поскольку с её помощью правительству удобно собирать налоги, а вот де факто, экономически, уже давно произошло её расслоение. Что в российской пореформенной деревне уже сложились три социальные страты: бедняки, середняки и кулаки. Первые были бедны не из-за отсутствия земли, у них не было «тягла», вторые имели и землю, и тягло, но… не могли вырваться из бедности, поскольку жили «как все», давила на них общинная психология, а вот кулаки… эти как раз, презрев эту самую общинную психологию, жили ростовщичеством, обирая своих однодеревенцев и держа их в кулаке вовремя невыплаченными долгами.
Всё это подтверждают и современные исследования. Так, в Среднем Поволжье и малоземелье (а оно было, безусловно), и избыток свободного времени в зимнее время, а также наличие разнообразных источников природного сырья помогали таким крестьянским промыслам, как ткачество, пухопрядение, кожевенное и гончарное промыслы, обработка древесины. Популярным занятием было и отходничество – уход на работу в города и временный найм на заводы и фабрики.
И хотя каждый этот слой жил с психологией «Ивана», бытие понемногу сознание крестьян изменяло. Цели всех этих групп понемногу расходились всё больше и больше, хотя и очень медленно. И из этих же крестьян, вчерашних крепостных, взращенных вчерашними рабами и «метрессами» из гаремов помещиков, формировался и наш российский пролетариат. Потомственных рабочих было немного. Были «зимники» – те, кто работал на заводе зимой и крестьянствовал летом, были те, кто «пришёл вчера» и надеялся вернуться в крестьянство, были и те, кто порвал с ним навсегда, но сопли, как и раньше, вытирал рукавом, а кто-то уже научился и носовым платком пользоваться…
А теперь обратимся к современной «теории поколений» Штрауса и Хау, по которой поколение есть совокупность людей, рождённых в промежутке времени равном 20 годам, или как одну фазу человеческой жизни, состоящей из детства, молодости, среднего возраста и старости. Представители одного поколения обычно относятся к одной исторической эпохе: они сталкиваются с одинаковыми историческими событиями, их волнуют одни и те же социальные явления. Поэтому у них одна культура, общие для всех убеждения и поведенческие модели. Ну и, наконец, представители одного поколения разделяют чувство принадлежности к этому поколению с другими его представителями.
А теперь немного посчитаем: между 1917 годом и 1861-м получается 56 лет, что для того времени было уже старостью. Значит, революцию делали дети и внуки вчерашних крепостных, воспитанные вчерашними рабами, люди с мелкобуржуазной психологией, придерживающиеся патриархальных взглядов на жизнь, с моралью, пронизанной общинным мировоззрением. Безусловно, город менял их взгляды на жизнь, та же, скажем, газета «Искра», но глубинные основы самосознания никакая газета пошатнуть не в состоянии. Всё идёт из детства, а детство этих людей лучше Некрасова никто не описал. Лично я злому врагу не пожелал бы в том детстве очутиться – см. опять же «Жизнь «Ивана».
Но очевидно, что крестьянство из деревни в пореформенной России просто… повалило в города! В своей работе Ленин подчёркивает, что 1890 г. 71,1 % от общего количества фабрично-заводских рабочих в стране трудились на крупных предприятиях (где рабочих было 100 и более). В 1894-1895 гг. они составляли уже 10,1 % всех заводов и фабрик, а трудилось там 74 % всех фабрично-заводских рабочих. В 1903 г. крупные фабрики, где было больше 100 рабочих, в Европейской России составляли 17 % общего числа производств, а работало на них 76,6 % от всего числа фабрично-заводских рабочих империи. И Ленин особо отмечал, что наши большие фабрики были больше германских.
Интересно, что приход нового жизненного уклада сопровождался и таким явлением, как рост количества душевнобольных. Российский историк Ю. Миронов в своей статье «Уроки революции 1917 года или Кому на Руси жить плохо» (журнал «Родина» 2011-2012 гг. №№ 12,1,2) приводит данные о том, что с 1886 по 1913 год число таких больных выросло в 5,2 раза (это при том, что в России по традиции в подобные клиники обращались лишь в самых крайних случаях!), а с 1896 по 1914 год число пациентов на 100 тыс. жителей выросло с 39 до 72 человек. То есть на многих «новая жизнь» подействовала весьма тяжко! А ведь сюда не входят те, кто лечился в частных клиниках, и кому надо было лечиться, но боялся, что ему приклеят кличку «псих». То есть слом старого общество шёл болезненно во всех отношениях. Однако в основной своей массе и у крестьян, и у рабочих из крестьян, и даже у самых что ни на есть «потомственных рабочих» сознание в значительной степени оставалось крестьянским, патриархальным, и… мелкобуржуазным, с потрясающей массой пережитков прошлого мировоззрения. Ведь вокруг них был именно такой мир, и другого они не знали. Ну а крестьяне… конечно, нельзя сказать, что они тогда были полные «дикари». Но как иначе тогда можно охарактеризовать вот этот случай… А было так, что в 1888 году художник Левитан оправился за впечатлениями, и вот что из этого получилось:
Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Очень уж дико отнеслось к нам население, никогда не видавшее у себя «господ». Они ходили за нами толпой и разглядывали как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи... Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось. – Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?
Собрали сход, почему-то даже стали называть нас: лихие господа. Всё это действовало на нервы, и мы поспешили уехать. [4]
Собрали сход, почему-то даже стали называть нас: лихие господа. Всё это действовало на нервы, и мы поспешили уехать. [4]
Исаак Ильич Левитан. «Плес» – это вот сюда переехали писать свои картины «лихие господа»… Показательный случай, не так ли? Но, к сожалению, далеко не единственный, демонстрирующий крайне низкий уровень культуры в «низах»
1.
2.
3. Е. Пермяк «Горбатый медведь» (очень хорошо показан быт и нравы патриархального русского крестьянства и крестьян-рабочих Пермского края)
4. Е. В. Первушина. «Усадьбы и дачи русской интеллигенции. Владельцы, гости, дачная жизнь». Спб., «Паритет», 217 г. стр. 320
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: